Более 50 000 британских независимых водителей могли бы на сегодняшний момент быть переквалифицированными в наёмных работников… После решения суда по трудовым спорам «Uber» перестала чувствовать себя спокойно в Лондоне. Два водителя, поддерживаемые Профсоюзом независимых работников Великобритании (IWGB), «пошли в атаку» на американского гиганта, требуя получения минимальной почасовой заработной платы, оплачиваемых отпусков, выплат на случай болезни, то есть тех прав, которые гарантирует британское трудовое законодательство. В октябре этого года суд первой инстанции признал их правоту. Судебное решение только что подтвердило предварительную оценку.
«Я веду кампанию против «Uber» с 2014 года, и всегда знал, что правда на моей стороне, — заявил Ясин Аслан, один из подавших жалобу, основатель профсоюза водителей, аффилированного с IWGB. — Я счастлив, что судья подтвердил то, что я и тысячи моих коллег знаем уже давно: «Uber» не только эксплуатирует водителей, но и действует вне рамок закона». До настоящего момента американская компания, предоставляющая услуги онлайн-заказа «такси с водителем», оплачивала работу своих сотрудников в зависимости от пробега, без фиксированного минимума и оплачиваемых отпусков. Защищаясь от нападок на компанию, «Uber» обычно заявляет, что «водители с транспортным средством» хотят сохранять свою независимость: «Наши «партнёры» (так называют в компании водителей) хотят пользоваться свободой быть хозяевами самим себе и выбирать своё расписание и время работы». Вот почему «Uber» рассматривает их в качестве «независимых работников». Выбор такого подхода представляется не столь уж безобидным: перед независимыми работниками обязательства налогового и социального характера не такие строгие и гораздо менее дорогостоящие для компании.
Обратившиеся в суд жаловались на условия труда водителей, сотрудничающих с «Uber», на 90-часовую рабочую неделю для получения минимальной зарплаты, а также на расходы, связанные со страховкой и с лицензиями, и на отсутствие реальной автономии. «Сегодняшняя победа, это ещё одно подтверждение, (если и существовала такая необходимость) тому, что закон абсолютно прозрачен, а компании просто выбирают способ лишить работников их прав. Подобные предприятия действуют, насмехаясь над законом о труде», — заявил в коммюнике генеральный секретарь IWGB, Джейсон Мойер-Ли. Ещё дальше пошла адвокат обоих истцов, отметив: «Речь идёт об историческом судебном решении в нынешних условиях эволюционирующего рынка труда».
У «UBER» отозвали лицензию на право работать в Лондоне.
«Uber» имеет в запасе две недели для того, чтобы подать апелляцию, но компания уже выразила своё несогласие с решением суда, ссылаясь на недавно принятые меры. «В прошлом году мы уже внесли ряд изменений в работу нашего приложения, чтобы больше контролировать водителей. Мы также занялись такими вещами, как. например, доступ к медицинской страховке, и продолжаем работать над улучшениями», — выступил в своё оправдание генеральный директор «Uber». В Великобритании складывается довольно сложная ситуация для этого предприятия, стоимостью в 60 миллиардов долларов, потерявшего во втором квартале этого года более 600 миллионов долларов. В сентябре этого года оператор транспортной системы Лондона (Transport for London, TFL) решил не продлевать лицензию «Uber» на работу в столице, обвинив её в «недостаточной ответственности (…), которая может иметь последствия для безопасности общества». TFL, в частности, вменял в вину «Uber» то, что компания не проверяет наличие судимости и медицинских сертификатов у своих водителей и разрешает им использовать программу, не позволяющую отслеживать их местонахождение, чтобы не быть уличёнными в том, что они осуществляют свою деятельность в местах, где им запрещено находиться. По этим обвинениям «Uber» также подал апелляцию, и очередная встреча с судьями назначена на 11 декабря. Неприятная для компании ситуация может закончиться тем, что платформу убедят покинуть страну (подобные предписания «Uber» получила в Венгрии и в Дании).