LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

БАЛ ЛИЦЕМЕРОВ НА ЭШАФОТЕ ДЛЯ ГРЕЦИИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

«Греция вырвалась из порочного круга жёсткой экономии» – торжественно провозглашают кредиторы, ещё туже затягивая удавку на её шее. Однако на деле положение этой страны только усложняется. Не смотря на то, что большинство греков предпочитает выход из еврозоны новым мерам «жёсткой экономии», Греция вынуждена была пойти на новые контрреформы для того, чтобы получить новый кредитный транш в размере 86 миллиардов евро. Под давлением четвёрки кредиторов (МВФ, ЕЦБ, Европейский стабилизационный механизм и Европейская комиссия), социальные расходы и дальше будут сокращаться, пенсионная и налоговая система продолжат реформироваться в неолиберальном духе, рынок труда будет дерегулироваться, но теперь для этого будет использоваться новый термин: «структурные реформы».

Все уже потеряли счёт сериям того плохого сериала, авторами которого стали кредиторы Греции. В понедельник вечером в Брюсселе, впервые за последние недели достав призрак Грекзита из мусорной корзины этой истории, сценаристы дополнили им театр ужасов. В конце очередной по счёту встречи Еврогруппы, собравшей министров финансов стран Еврозоны, последние принялись «зажигать маленькие лампочки» для того, чтобы изобразить «конец тоннеля» в долгой ночи строгой экономии, накрывавшей Грецию на протяжении семи лет. Удобный случай посоревноваться между собой в том, кто первый объявит «Happy end». Счастливая концовка? Скорее, новый маскарад. Джероен Дийсельблем, президент Еврогруппы, заявил о том, что он «очень счастлив видеть сегодняшний результат». Еврокомиссар по экономическим вопросам Пьер Московичи настаивает: «…был сделан важный шаг». Но блестящую победу в этом конкурсе одержал французский министр Мишель Сапен, провозгласивший: «Греция вырвалась из порочного круга жёсткой экономии».

На самом деле бал лицемеров в самом разгаре, и «жёсткая экономия», пагубная для греческого народа, остаётся, увы, актуальной. Взятая в тиски четвёркой кредиторов (МВФ, ЕЦБ, Европейский стабилизационный механизм и Европейская комиссия), которые порой притворяются, что между ними имеются разногласия, чтобы ещё успешнее шантажировать правительство Алексиса Ципраса, Греция вынуждена была принять новую серию контрреформ, прежде чем претендовать на выделение кредитного транша в размере 86 миллиардов евро, предусмотренного «планом по спасению», получившим одобрение в июле 2015 года.

54,8 % греков предпочитают выход из зоны евро новым мерам «жёсткой экономии» (согласно опросам MRB/STAR)

Только добившись от греков этой уступки, кредиторы разрешили вернуться в Афины группам экспертов, чтобы оценить и утвердить меры, предложенные правительством СИРИЗА через механизм, названный «пересмотром программы». По словам Джероена Дейсельблума, посланники строгой экономии «будут работать с греческими властями над дополнительным пакетом структурных реформ налоговой и пенсионной системы, а также по вопросам регулирования рынка труда».

Режиму «жёсткой экономии» больше нет места в Греции

В этом узком месте пытаются проложить себе дорогу греки, чьё мнение в последние недели выразил Алексис Ципрас, объявив, что они откажутся от «любого дополнительного евро в обмен на «жёсткую экономию»». Близкий к премьер-министру министр цифровой экономики Никос Паппас повторяет: «…режиму «жёсткой экономии» больше нет места в Греции». Формально, Греция получила, в обмен на принятые по требованию кредиторов меры, возможность предлагать свои собственные реформы «в интересах роста». Пресс-секретарь греческого правительства Димитрис Цанакопулос обещает, что соглашение, достигнутое в Брюсселе, «не увеличит нагрузку на семьи». По его словам, основная идея заключается в том, что взамен мерам дополнительной экономии будут приняты «контрмеры», благодаря которым возможное снижение порога освобождения от уплаты налогов может быть компенсировано снижением налога на добавленную стоимость или земельного налога. Руководители СИРИЗА надеются, что подобная схема не станет ещё более болезненной для греческого народа, истощённого годами «жёсткой экономии». Но этот как раз тот случай, когда лица узнаны, а маски сброшены. Несмотря на то, что осенью руководители Еврогруппы наказали Афины за намерение провести ревалоризацию маленьких пенсий, не советуясь с ними, Джероен Дейсельблум продолжает отдавать приоритет (в случае с Грецией) принятию структурных реформ, продиктованных неолиберальными институтами. «Я не использовал это выражение, я являюсь министром финансов, и не я буду объявлять о прекращении режима строгой экономии», — заявляет голландский лейборист. По его словам, правительство СИРИЗА сможет действовать, но только в совершенно определённых рамках. Он упоминает о «преобразовании», о «переносе «жёсткой экономии» в структурные реформы», с возможностью маневрирования «реформами роста» под наблюдением кредиторов. Довольно тонкий нюанс между «жёсткой экономией» и «структурными реформами» был совершенно не понят, в том числе вдохновителем Дейсельблума, немецким министром финансов Вольфгангом Шойбле. «Я не очень хорошо понимаю, что это преобразование, этот перенос, могут означать», — усмехается он.

Без сомнения, Греция не «вырвалась из порочного круга «жёсткой экономии»»

В центре этого «театра теней» Международный валютный фонд играет отныне ключевую роль. Решение об его участии в «плане по спасению» всё ещё не принято, а сегодня Кристин Лагард (Генеральный директор МВФ) едет в Германию на встречу с Ангелой Меркель для того, чтобы получить её одобрение за то, что кредиторы вырвали ещё одну уступку у Алексиса Ципраса. Позиция Меркель проливает беспощадный свет на постоянный шантаж, предпринимаемый в отношении Афин. Не убежденный аргументами европейцев, МВФ, игравший главную роль в двух первых планах по спасению Греции (2010 и 2012 годы), остаётся простым техническим советником на третьем плане и отказывается принять финансовое участие. Финансовый институт полагает, что бюджетные цели, поставленные в Афинах европейцами, слишком амбициозны: МВФ рассчитывает на первичный греческий профицит (без выплаты процентов по кредиту) в размере 1,5 % от ВВП в 2018 году, в то время как еврозона делает ставку на 3,5 %.Это основное несогласие дублируется ещё одним противоречием , касающимся греческого долга, который МВФ считает непосильным и взрывоопасным, и служит ещё большему усложнению ситуации: для того , чтобы цель в 3,5% от ВВП была достигнута в 2018 году и далее, МВФ требует от греческого правительства принять уже сейчас предварительные законы о мерах, позволяющих добыть недостающие 2 %. И это то, что добились кредиторы в понедельник в Брюсселе.

От «жёсткой экономии» к удавке структурных реформ

Но сейчас, когда эти структурные контрреформы были приняты Алексисом Ципрасом «под дулом приставленного к его виску пистолета», МВФ, это совершенно очевидно, всё ещё продолжает медлить. «Необходим будет ещё больший прогресс, чтобы устранить разногласия по другим важным вопросам, и ещё слишком рано говорить о перспективе прийти к соглашению во время этой миссии», — предупреждает организация в своем коммюнике. «Мы хотим занять позицию помощи Греции», — обещает, положа руку на сердце, Дэвид Липтон, один из высших руководителей МВФ. И в то время как Германия с самого начала диктует свою позицию по греческому вопросу «партнёрам», а Шойбле использует проволочки со стороны МВФ, чтобы отложить принятие решения до следующей осени, когда в его стране пройдут выборы, Франция уже в который раз блещет отсутствием решимости выйти из этого разрушительного замкнутого круга. «Это не позиция Германии, это позиция, которую мы разделяем, — спешит уточнить Мишель Сапен. — С самого начала Франция, Германия, Италия, Испания говорят, что лучше бы МВФ была вместе со всеми, в одной команде. Этот вопрос можно было бы поставить раньше, ещё в 2010 году. Но нужно ли было присутствие МВФ в 2010 году? Всё уже позади, это было семь лет тому назад. Сегодня МВФ с нами, он должен с нами остаться, и он с нами останется. И это составляет часть сегодняшних дискуссий и часть условий соглашения, которое находится в процессе обсуждения».

Ну что ж, бал лицемеров ещё не окончен, и, к сожалению, Греция, без сомнения, не «вырвалась из порочного круга «жёсткой экономии»».

На ту же тему

Расследование об истинных доходах топ-менеджеров

На фоне проходящих во Франции забастовок руководитель компании Total заявил, что сам стал жертвой экономического кризиса. Эксклюзивные материалы о доходах руководства французских транснациональных компаний показывают, что ситуация складывается обратная.

Читать полностью »

Индексация зарплат: разоблачение мифов

20 июня, по призыву трёх крупных профсоюзов, по улицам Брюсселя прошли 80 000 манифестантов. В последний раз столь масштабные протестные акции с участием профсоюзов проходили осенью и зимой 2014 г в связи с реформами, предложенными правительством Мишеля. Основная причина того, что удалось собрать так много людей, прежде всего заключается в том, что рынок труда страдает от рекордно высокой инфляции. Электроэнергия, продукты питания, товары первой необходимости – дорожает всё. Рост цен в первую очередь бьёт по самым бедным. Однако в Бельгии существует система автоматической индексации зарплат. Спасёт ли она бельгийцев от кризиса? И кому выгодна медийная кампания по запугиванию трудящихся?

Читать полностью »

Три американских компании – хозяева трети Украины

В 2021 г. на Украине вступил в силу закон о продаже земли. Как сообщает Australian National Review, новым законодательством воспользовались компании из США для массовых инвестиций в страну. Теперь 40% сельскохозяйственных земель принадлежат американским предприятиям. Это проливает новый свет на недавние соглашения двух противоборствующих сторон, России и Украины, по поводу экспорта украинского зерна. Киев пошёл на переговоры под давлением американских финансовых кругов. В более широком масштабе вопрос перераспределения собственности является ключевым для понимания кризиса демократии на независимой Украине.

Читать полностью »