Всё смешалось в этом мире. Китай стал объектом для целого ряда нападок в коммерческой сфере, прежде всего со стороны Соединённых Штатов. К тому же продвигаемая Пекином глобальная инфраструктурная инициатива «Новый Шёлковый путь», короткая дорога от Тихого океана до Балтийского моря, претерпела несколько сбоев. На прошлой неделе малазийский премьер-министр Махатхир Мохамад официально объявил о замораживании трёх крупных китайских инфраструктурных проектов (прокладка двух трубопроводов и строительство железнодорожной линии, связывающей Куала-Лумпур с Тайландом) на общую сумму около 22 миллиардов долларов. Объясняя, чем вызвано принятие такого решения, Махатхир Мохамад заявил, что долг, взятый Малайзией у Пекина, оказался непосильным бременем для его страны: «Это вынудит нас взять в долг ещё большую сумму денег, а позволить себе этого мы не можем. Кроме того, в настоящее время мы не нуждаемся в таких проектах». Заявление малазийского премьера прозвучало как раз в тот момент, когда Китай объявил свою концепцию «Новый Шёлковый путь» залогом экономического процветания для стран, входящих в проект.
Махатхир Мохамад выступил против «новой версии колониализма» в виде растущего экономического и политического влияния Китая в азиатском регионе. В субботу, находясь с визитом Монголии, министр иностранных дел Китая Ван И заявил, что торговый путь, разработанный его страной, нельзя сравнивать с планом Маршалла, принятым Соединёнными Штатами после Второй мировой войны.
Заявление малазийского правительства прозвучало в крайне неудачный момент для Пекина, который сегодня как никогда нуждается в расширении рынка сбыта и создании новых перегрузочных пунктов за пределами своей территории. После введения на прошлой неделе новых американских санкций общая сумма ежегодной платы за китайские товары, облагаемые 25-процентным налогом при их ввозе на территорию Соединённых Штатов, поднялась до 50 млрд долларов (6 млрд евро). 20 августа в Пекине состоялась встреча председателя КНР Си Цзиньпина с премьер-министром Малайзии Махатхиром Мохамадом. В итоговом коммюнике обе страны вновь подтвердили своё намерение «усилить доверие и сотрудничество на основе равенства, уважения и взаимных выгод».
Резкое изменение малайзийской позиции по вопросу ЭПШП странным образом совпадает с темами речей генерального директора Международного валютного фонда (МВФ). В своих выступлениях Кристин Лагард предостерегала страны-заёмщики от рисков неконтролируемого финансового развития: ««Шелковые пути», конечно, удовлетворят неотложные инфраструктурные нужды, но могут также привести к проблемному росту задолженности». МФВ является экспертом в этом вопросе. Некоторые страны основываются на опыте Шри-Ланки, которая, после взятия значительных займов у Китая на строительство глубоководного порта в Хамбантоте, вынуждена была из-за своего долга уступить и сдать этот порт в аренду на 99 лет Китаю, для которого выгодно было обосноваться посередине Индийского океана, в нескольких десятках метрах от своего соперника Нью-Дели. В дополнение ко всему это также позволило Пекину обезопасить свои нефтяные поставки из Среднего Востока: его суда минуют Малаккский пролив – самый интенсивный транзитный пункт в мире, являющийся объектом постоянной напряжённости между соперничающими странами, в том числе и США.
Выпады МВФ носят в основном политический характер, поскольку Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, финансирующий строительные площадки «шёлкового пути», был задуман как альтернативный инструмент по отношению к МВФ, Всемирному банку и мировой финансовой системе, в которой Вашингтон доминирует ещё со времён Бреттон-Вудского соглашения 1944 года. Спустя пять лет после своего запуска, «шёлковые пути» связывают более ста стран. С помощью этого проекта Китай усиливает своё влияние также на африканском континенте и в Южной Америке. Арктика, вожделенная территория для многих стран, тоже получит свой собственный «шёлковый путь». Соперничество проявляется и в Пакистане. Государственный секретарь США Майк Помпео недавно призвал Исламабад не тратить фонды МВФ на погашение своих долгов перед Китаем.