LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Судьба завода «Ascoval» в коммуне Сент-Сольв висит на волоске

Компания «Vallourec» отказывается тратить деньги на поддержку предложения франко-бельгийского металлургического концерна «Altifort». Профсоюзы требуют спасти предприятие.

16 % акций «Vallourec» принадлежат государству.

Гром среди ясного неба грянул в коммуне Сент-Сольв. Судьба завода «Ascoval» зависит от решения Суда высшей инстанции Страсбурга, который сегодня должен вынести вердикт относительно продажи этого сталелитейного предприятия, находящегося на севере Франции. Компания «Vallourec», владелец 40 % акций «Ascoval», отказывается тратить деньги на поддержку предложения франко-бельгийского металлургического концерна «Altifort». Под угрозой находится будущее самого предприятия и его 280-ти работников.

Лучше не вспоминать об обещаниях Брюно Ле Мэра, который 25 сентября заявил, что «приложит все усилия» для того, чтобы «в течение ближайших пяти недель» у завода появился новый владелец. Вместо этого «Ascoval» ещё на один шаг приблизился к ликвидации, а социальное возмущение на предприятии сопровождается принятием абсурдных, с промышленной точки зрения, решений. «Этот завод имеет чрезвычайно важное значение для всей французской металлургии», — утверждает Фабьен Руссель, депутат от Французской коммунистической партии (департамент Нор). Завод «Ascoval», расположенный в самом центре промышленного региона Валансьен, — это ультрасовременное электросталеплавильное производство, специализирующееся на изготовлении особых марок стали, которое и по сей день имеет все условия для успешной работы. Однако стратегия, проводимая «Valloureс» с 2015 г., привела к тому, что предприятие сотрясает бесконечная реструктуризация, лишающая его сотрудников уверенности в завтрашнем дне: цеха закрываются один за другим, планы сокращения персонала сменяют друг друга.

А между тем когда в 1975 году из цехов этого завода вышла первая партия стали, завод в Сент-Сольв стал предметом гордости для небольшой коммуны, находящейся на севере Франции. В то время промышленность региона Валансьен едва оправилась от удара, нанесённого ей закрытием угледобывающих шахт «Houilleres» и «Usinor». «Тогда мы лишились 40 000 рабочих мест», — вспоминает Сесиль Галле, член партии «Республиканцев». В 1971 г. она была избрана в муниципальный совет Сент-Сольв, в 1977 г. стала мэром этой коммуны. Открытие завода происходило у неё на глазах и сегодня она не желает пассивно наблюдать за его развалом. «Я не хочу вернуться в те времена, тем более что здесь живут прекрасные люди, которые этого не заслуживают, — замечает Сесиль. — Я искренне надеюсь на то, что завод выживет». Заметим кстати, что не далее как в январе Эммануэль Макрон заверил Сесиль Галле, обеспокоенную перспективами завода «Ascoval», что она «всё будет хорошо».

С годами предприятие завоевало авторитет в отрасли и стало «одним из самых современных в Европе», в первую очередь за счёт щедрых инвестиций и рекапитализации, проведённой в том числе и властями страны через Государственный инвестиционный банк (BPI), которому принадлежат 16 % акций «Vallourec». Но весной 2015 г. разразилась буря. Руководство «Vallourec» сообщило о готовящейся реструктуризации активов компании во Франции. Было принято решение о закрытии прокатных цехов завода в Сент-Сольве и начались поиски возможного покупателя сталелитейного производства. Под угрозой оказались 2000 рабочих мест. В июне 2015 г. предприятие посетил Эммануэль Макрон, занимавший в то время пост министра в правительстве Франции. На встрече с рабочими он пообещал, что государство найдёт заводу нового владельца, и заверил, что «не может быть и речи о закрытии производства или о принудительном увольнении его сотрудников». Министр дал высокую оценку перспективному предприятию, отметив, что «это завод, на котором квалифицированные работники выпускают продукцию высочайшего качества». Макрон напомнил, что «объём инвестиций в предприятие за период с 2008 г. превысил 130 миллионов (евро)».

Прошло всего несколько недель и руководство «Vallourec» заявило, что в январе 2016 г. прокатные цеха в Сент-Сольве будут закрыты, а сокращение коснётся 431 рабочих мест, то есть половина сотрудников завода выкинут на улицу. Объясняя причины такого шага, акционер ссылался на «международную конкуренцию» и на «кризис перепроизводства во французской металлургии». Выяснилось, что холдинг, незадолго до того получивший по программе рекапитализации 1 миллиард евро (в том числе 250 миллионов — из государственного бюджета), намерен «сосредоточить своё сталелитейное производство в Германии». Ситуация приобрела абсурдный характер. «Сталь, производимая в Сент-Сольве, отправляется в ФРГ, а затем возвращается на трубопрокатный завод в Сент-Сольв», — говорит Филипп Вербеке, руководитель сектора чёрной металлургии в подразделении профсоюза «Всеобщая конфедерация труда». Более того, сокращая рабочие места и упраздняя технологии на севере Франции, «Vallourec» одновременно инвестирует 165 миллионов евро в свой объект на территории Китая.

Летом 2016 г. о готовности купить завод объявила металлургическая компания «Ascometal», образованная на базе корпорации «Usinor-Sacilor». Она получила 60 % капитала и возможность осуществлять стратегическое руководство объектом. Таким образом в январе 2017 г. появился «Аscoval» (сокращение от «Ascometal» и «Vallourec»). В ту пору компания «Ascometal», обременённая многотысячными долгами, переживала не лучшие времена, и в ноябре прошлого года Суд высшей инстанции Страсбурга принял решение о назначении внешнего управления сроком на шесть месяцев. В январе текущего года по решению суда активы «Ascometal» во Франции перешли под контроль швейцарского холдинга «Schmolz + Bickenbach». Однако «Ascoval» не входит в их число, и потому завод в Сент-Сауле дышит на ладан.

«Сегодня нужно снова менять руководство и искать покупателя. Пока претендентов двое: это франко-бельгийский консорциум «Altifort» и инвестиционный фонд «подконтрольный некоему иранскому магнату», — объясняют во «Всеобщей конфедерации труда». «Предложение «Altifort» выглядит солидно, по крайней мере в социальном плане. Но есть в нём «ложка дёгтя», — говорит Фабьен Руссель.-  У «Altifort» не достаёт средств, и нужно, чтобы «Vallourec» в течение полутора лет поддерживал общий объём поступающих заказов на уровне в 35 миллионов евро. В случае заключения сделки эта оговорка рассматривалась бы как отлагательное условие.

Не дожидаясь решения суда, руководство «Vallourec» поставило крест на всех надеждах, отклонив это предложение. Шокированные такими действиями сотрудники «Ascoval» вчера не вышли на работу. «Мы всегда были уважаемым и профессиональным производителем. Но теперь «Vallourec» не сможет отправлять клиентам свою продукцию: железнодорожные пути перекрыты», — заявил Брюно Копчинский, пресс-секретарь профсоюзной организации завода «Ascoval». Для «Всеобщей конфедерации труда» в этой истории тоже поставлена точка. «Нам совершенно очевидно, — говорит Филипп Вербеке, — что государство должно отстранить руководство «Vallourec» и национализировать «Ascoval».

На ту же тему

Расследование об истинных доходах топ-менеджеров

На фоне проходящих во Франции забастовок руководитель компании Total заявил, что сам стал жертвой экономического кризиса. Эксклюзивные материалы о доходах руководства французских транснациональных компаний показывают, что ситуация складывается обратная.

Читать полностью »

Индексация зарплат: разоблачение мифов

20 июня, по призыву трёх крупных профсоюзов, по улицам Брюсселя прошли 80 000 манифестантов. В последний раз столь масштабные протестные акции с участием профсоюзов проходили осенью и зимой 2014 г в связи с реформами, предложенными правительством Мишеля. Основная причина того, что удалось собрать так много людей, прежде всего заключается в том, что рынок труда страдает от рекордно высокой инфляции. Электроэнергия, продукты питания, товары первой необходимости – дорожает всё. Рост цен в первую очередь бьёт по самым бедным. Однако в Бельгии существует система автоматической индексации зарплат. Спасёт ли она бельгийцев от кризиса? И кому выгодна медийная кампания по запугиванию трудящихся?

Читать полностью »

Три американских компании – хозяева трети Украины

В 2021 г. на Украине вступил в силу закон о продаже земли. Как сообщает Australian National Review, новым законодательством воспользовались компании из США для массовых инвестиций в страну. Теперь 40% сельскохозяйственных земель принадлежат американским предприятиям. Это проливает новый свет на недавние соглашения двух противоборствующих сторон, России и Украины, по поводу экспорта украинского зерна. Киев пошёл на переговоры под давлением американских финансовых кругов. В более широком масштабе вопрос перераспределения собственности является ключевым для понимания кризиса демократии на независимой Украине.

Читать полностью »