Парижский общественный транспорт уже начинает ощущать последствия установления режима рыночной конкуренции. В пятницу ежедневная экономическая газета «Les Echos» написала о том, что RATP предусматривает ликвидацию к 2024 году 1000 рабочих мест. RATP надеется любой ценой выиграть у своих будущих соперников на рынке общественного транспорта региона Иль-де-Франс (компании Keolis и Transdev) борьбу за конкурентоспособность. Для чего планирует сэкономить на служащих. Сокращение, в первую очередь, должно затронуть сектор вспомогательных служб (маркетинг и торговля, HR, закупки, информационная система, финансы…). Об этом говорит профсоюз Unsa-RATP, по оценкам которого в этом секторе ликвидация затронет 350 рабочих мест. Между тем профсоюз SUD RATP говорит «по меньшей мере о 1100» рабочих местах в секторе вспомогательных и логистических служб, которых коснётся сокращение.
По данным руководства RATP, на вспомогательные службы уходит 20 % от всех эксплуатационных расходов французского транспортного оператора. К 2024 году государственное предприятие надеется свести эту цифру к 17 %, объясняя это тем, что у конкурентов доля этих расходов составляет всего лишь 15 %. Таким образом RATP рассчитывает получить 121 миллион евро экономии в год. «И это не считая роста производительности труда на 2 %, который предприятие обязывает демонстрировать ежегодно», — утверждает Эрве Тешер, главный представитель профсоюза SUD-RATP. «За десять лет мы уже потеряли примерно 1000 рабочих мест в секторе технического обслуживания. В секторе путевого хозяйства проводились приёмы на работу, но количество принятых было в два раза ниже необходимого. Мы уже не способны корректно обеспечивать работу государственной службы», — уточняет он и добавляет, что подобные действия можно назвать «маскировку под социальный план». Центральное управление парижским транспортом уверяет, что никакого плана увольнений не предусмотрено. «В секторе вспомогательных служб за этот период ожидается эквивалентное количество выходов на пенсию. Таким образом, намерение привести количество служащих в соответствие с нашим планом будет реализовываться за счёт отсутствия замещений уходящих работников и их внутренним перераспределением», — объяснялось недавно во внутренней газете предприятия. Упоминалось также и о расторжении существующих трудовых контрактов. «Приём на работу будет очень тщательно регулироваться», — уточняет газета «Les Echos», ссылаясь на внутренние источники.
Профсоюзы опасаются, что установление конкурентного режима может привести не только к потере рабочих мест, но и к ухудшению коллективных гарантий. В проекте Закона об ориентации транспортной мобильности (LOM), который скоро будет представлен на Совете министров, должны быть рассмотрены условия перевода служащих RATP на другое предприятие в случае потери открытых вакансий от RATP. В начале октября министр транспорта Элизабет Борн объявила профсоюзным организациям ВКТ, CFDT, FO, CGC, Unsa и представителям работодателей (UTP и FNTV) о своём намерении начать обсуждение этого вопроса для того, чтобы достичь договорённости.