LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Завод «ArjoWiggins», производивший бумагу в департаменте Па-де-Кале, остановился еще в 2015 году. Однако профсоюзные активисты из Всеобщей конфедерации труда поддерживают его в рабочем состоянии, добиваясь возрождения предприятия

«Я по-прежнему горжусь этим заводом. Всё до сих пор подключено к питанию, соблюдаются меры противопожарной безопасности. Мы внимательно следим за тем, чтобы трубопроводы не разрывались, чтобы не протекали крыши…». Вся карьера Жан-Люка Шуане связана с заводом компании «ArjoWiggins», находящемся в Визерне (департамент Па-де-Кале), деятельность которого была остановлена в 2015 году. Проработав на предприятии тридцать один год, Шуане наизусть знает здесь каждый уголок. На попечении Жан-Люка находится сын, который учится в университете Булонь-сюр-Мер. К тому же сам Жан-Люк недавно стал дедушкой. Месье Шуане является делегатом профсоюза ВКТ в социальном комитете предприятия (CE). Он живёт в 6 км от Визерна. Его жена тоже работает в этом районе. Стоит ли говорить, что Жан-Люк не хочет начинать всё с нуля в другой части Франции. Он надеется на то, что все проблемы вскоре разрешатся и станки его завода вновь заработают. В настоящее время один из местных промышленников выкупает предприятие для того, чтобы развернуть здесь производство картонной упаковки. Но и тут не обошлось без осложнений.

Давайте вернёмся на несколько лет назад. В апреле 2014 года холдинг «Sequana», являющийся материнской компанией «ArjoWiggins», объявлил о своём намерении «передать [другому собственнику] завод в г. Визерн или закрыть его ввиду отсутствия покупателя». «Официальной причиной закрытия производства было названо разрушения рынка печатной и писчей бумаги. На самом же деле 320 сотрудников Визерна стали жертвами стратегии бумагопроизводящих предприятий, проводимой ради переноса и снижения производства, что, в свою очередь, направлено на поддержание мирового уровеня цен, — говорит Доминик Вартен, сенатор от департаменте Па-де-Кале и член Французской коммунистической партии. Он регулярно оказывал поддержку борьбе работников бумажной промышленности, которая началась в 2014 году в виде межпрофсоюзного взаимодействия, а после закрытия в июне 2015 г. завода в Визерне стала проводиться только силами одного ВКТ.

«ArjoWiggins» направила судебного пристава.

ВКТ организует силы для того, чтобы обеспечить своё присутствие на территории предприятия 24 часа в сутки и не допустить выноса заводского оборудования представителями «Sequana». «Мы убеждены в том, что если бы мы не заняли объект, сегодня здесь осталось бы пустое поле, — говорит Франк Сайо из отделения Filpac (Федерация работников книжной, бумажной и коммуникационной промышленности), входящего в состав ВКТ. — За минувший период было предпринято три попытки демонтажа техники. В 2015 году сюда пригнали грузовик, чтобы демонтировать и вывезти котельную установку». Активисты ВКТ, разместившиеся в сборном цехе, расположенном перед входом на бумажный завод, в течение трёх лет осуществляли дежурства и проводили регулярные контрольные осмотры помещений завода по составленному графику. Летом 2016 года, стремясь привлечь внимание к своей борьбе и помочь тем, кто испытывает трудности с отправкой на каникулы из-за нехватки денежных средств, работники бумажного завода совместно с ассоциацией «Общественное будущее» («Avenir social») и отделением ВКТ в Сент-Омаре организовали «лагерь солидарности». Первоначально он размещался на прилегающей к заводу территории. В день открытия лагеря на предприятии появился судебный пристав, присланный «ArjoWeggins», который на месте «констатировал, что ворота (объекта) были открыты, тогда как на них был повешен замок». Ранее тот же самый пристав осматривал забастовочные пикеты. Через три дня суд высшей инстанции города Сент-Омер, куда обратился «ArjoWiggins», постановил выдворить протестующих с территории предприятия «за нарушение права собственности» и несоблюдение «норм безопасности, присущих территориям общественного пользования». Это решение вынудило работников завода продолжать борьбу из лагеря, расположенного поблизости.

Непродуманные капиталовложения.

Сегодня Жан-Люк Шуане стал нашим гидом. Он проводит для нас экскурсию по заводу и показывает огромные машины для производства бумаги, размеры которых производят сильное впечатление. Сложная система валов этих механизмов позволяет производить из бумажной смеси рулоны весом до 7-8 тонн, путём проделывания операций по прессовке, сушке, наложению слоёв… Завод в Визерне специализировался на производстве бумаги для афиш и журналов. В помещении пункта управления, чьё панорамное окно выходит прямо в цех, на стене висят фотографии, рассказывающие о череде рекордов производства: 800 метров в минуту – 7 января; 1 000 м/мин – 2 февраля 1989 года; 1 245 м/мин – 4 января 2005 года… «Всё это хорошо, -говорит Жан-Люк. — Но руководство иногда делало неправильные, а порой и запоздалые инвестиции. Например, машина для мелования бумаги отправилась на металлолом после того, как отработала всего лишь полтора года. Это было глупо». «Когда мы увидели, что примерно в 2008-2009 годах были прекращены научно-исследовательские работы, мы поняли, что если в краткосрочной перспективе не будут разработаны другие продукты, настанет катастрофа», — вспоминает Жан-Люк. Что было дальше уже известно.

Жан-Люк является кандидатом на трудоустройство у владельца, который выкупит предприятие. «Я всегда работал в бумажной промышленности, — рассказывает он.- Довольно давно я получил Свидетельство о профессиональной подготовке (CAP) (механик по ремонту оборудования), которое уже не имеет никакой ценности». «Чтобы вновь запустить такой завод, нужно обладать компетенциями. (Покупатель предприятия) не сможет сделать этого без нас, — полагает Франк Сайо. – Среди 320 бывших работников одна треть находится на пенсии, 90 человек работают по постоянному трудовому договору, некоторые открыли собственное дело, а остальные трудоустроились на временной работе». «Мы довольны тем, что наша борьба завершилась, но мы будем пристально следить за ситуацией и после выкупа завода. Мы видели много так называемых потенциальных покупателей, но это был отвлекающий манёвр», — говорит Жан-Люк. И это не считая множественных препятствий, которые компания «ArjoWiggins» чинила за эти годы. «Решающим моментом стало то, что государство обязало холдинг «Sequana» продать объект до конца 2015 года», — считает Бертран Перико, региональный советник партии ФКП в Нор-Па-де-Кале, который внимательно следил за происходящим. Перико также считает, что один факт был ясен с самого начала: «Если бы все служащие молча приняли план по обеспечению занятости (PSE) и денежные надбавки, это был бы конец».

«Какое облегчение знать, что через несколько недель завод в Визерне сможет возобновить свою деятельность и участвовать в создании рабочих мест в округе Сент-Омер», — написал 11 июля на своей странице в Фейсбуке мэр Франсуа Декостер, член партии «Союз демократов и независимых» (UDI) и по совместительству вице-президент регионального совета О-де-Франс, поприветствовав «решительность рабочих и их представителей». Декостер подвергся резкой критике за то, что старался не упоминать ВКТ, который часто критиковал медлительность некоторых местных выборных лиц.

9 июля комитет предприятия «ArjoWiggins» официально зафиксировал продажу завода в Визерне за 2 миллиона евро Анри Бребану, собственнику «Express Packaging». Его компания, расположенная на площади в несколько квадратных километров, специализируется на производстве картонной упаковки. В совместном коммюнике государственные службы, регион О-де-Франс и агломерационное сообщество округа Сент-Омер уточняют, что «общий объём капиталовложений в размере 16 млн евро (при участии трёх банковских учреждений, в том числе и «Bpifrance») дополняется 3,2 млн евро в виде государственной субсидии (…), что в среднесрочной перспективе должно привести к созданию 80 рабочих мест ( в первую очередь в области распила и обработки древесины), после чего можно будет приступить к осуществлению более структурных капиталовложений в 2019 году». Станет ли это началом новой истории?

На ту же тему

Расследование об истинных доходах топ-менеджеров

На фоне проходящих во Франции забастовок руководитель компании Total заявил, что сам стал жертвой экономического кризиса. Эксклюзивные материалы о доходах руководства французских транснациональных компаний показывают, что ситуация складывается обратная.

Читать полностью »

Индексация зарплат: разоблачение мифов

20 июня, по призыву трёх крупных профсоюзов, по улицам Брюсселя прошли 80 000 манифестантов. В последний раз столь масштабные протестные акции с участием профсоюзов проходили осенью и зимой 2014 г в связи с реформами, предложенными правительством Мишеля. Основная причина того, что удалось собрать так много людей, прежде всего заключается в том, что рынок труда страдает от рекордно высокой инфляции. Электроэнергия, продукты питания, товары первой необходимости – дорожает всё. Рост цен в первую очередь бьёт по самым бедным. Однако в Бельгии существует система автоматической индексации зарплат. Спасёт ли она бельгийцев от кризиса? И кому выгодна медийная кампания по запугиванию трудящихся?

Читать полностью »

Три американских компании – хозяева трети Украины

В 2021 г. на Украине вступил в силу закон о продаже земли. Как сообщает Australian National Review, новым законодательством воспользовались компании из США для массовых инвестиций в страну. Теперь 40% сельскохозяйственных земель принадлежат американским предприятиям. Это проливает новый свет на недавние соглашения двух противоборствующих сторон, России и Украины, по поводу экспорта украинского зерна. Киев пошёл на переговоры под давлением американских финансовых кругов. В более широком масштабе вопрос перераспределения собственности является ключевым для понимания кризиса демократии на независимой Украине.

Читать полностью »