Генуэзский мост – символ страны, находящейся в плачевном состоянии

Генуя была обезображена за десять секунд. Во вторник утром во время грозы обрушилась часть моста, который нависает над лигурийской столицей, проходя над жилыми зданиями и заводом. Пожарные продолжают поиски пропавших без вести.
Генуя была обезображена за десять секунд. Во вторник утром во время грозы обрушилась часть моста, который нависает над лигурийской столицей, проходя над жилыми зданиями и заводом. Пожарные продолжают поиски пропавших без вести.

Генуя была обезображена за десять секунд. Во вторник утром во время грозы обрушилась часть моста, который нависает над лигурийской столицей, проходя над жилыми зданиями и заводом. Пожарные продолжают поиски пропавших без вести. Вчера стало известно о 16 раненых и не менее 39 погибших, в том числе четырёх французов. Прокурор Генуи Франческо Коцци, сразу же приехавший на место событий, заявил то, что можно было бы сказать применительно ко всем трагедиям: «Причиной аварии явилась не случайность, а человеческий фактор».

1. Концепция моста устарела.

Мост Моранди, 1182-километровый виадук, обрушился на отрезке длиной 207 метров. В течение последних нескольких лет будущее этого сооружения стояло под вопросом, поскольку его концепция считалась устаревшей. Конечно, на момент открытия моста в 1967 году он представлял собой столь современную конструкцию, что его называли Бруклинским мостом. Инженер Рикардо Моранди при разработке проекта использовал технику предпрессованного бетона вместо стальных вантов. Со временем мост стал неотъемлемой частью инфраструктуры, которая уже не отвечала требованиям времени, в том числе и ввиду увеличения интенсивности движения: ежедневно этим участком начали пользоваться 4000 грузовиков, выезжающих из порта Генуи. «В то время не учитывались постоянные вибрации от транспортного потока, в результате которых цемент покрывается мелкими трещинами и пропускает воздух, соединяющийся с внутренней структурой металла и заставляющий его окисляться, – объясняет Диего Дзоппи, бывший президент гильдии архитекторов Генуи. – В 1950-х годах безгранично доверяли к железобетону». В статье, опубликованной на сайте «l’Humanite.fr», главный редактор журнала «Progressistes» и преподаватель гражданского строительства Амар Беллаль объясняет: «Ванты должны быть доступны для проверки, ремонта, замены. Стальные тросы проверить довольно легко, но с преднапряжёнными длинными наклонными балками сделать это намного сложнее». На мосту постоянно, в том числе и в момент обрушения, проводились работы по техническому обслуживанию, но видимо этого было недостаточно. Во вторник ремонтом оказались не затронуты участки виадука, которые укреплялись в 1990-х годах. В сентябре 2017 года начались работы по обновлению обрушившегося пролёта моста на общую сумму 20 миллионов евро.

Вопрос о замене этого путепровода, который является частью автомагистрали А10, соединяющей Вентимилью и Савону, поднимался неоднократно. Но некоторые высокопоставленные чиновники (политики и экономисты) сочли это опасным. Рассматривался вариант объезда лигурийской столицы с севера (проект Гронда), который, благодаря новым туннелям и виадуку, позволил бы разгрузить и даже прекратить движение по мосту Моранди. Поскольку в регионе Лигурия находится большое количество автодорог, этот проект с 1990-хгодов сталкивался с сопротивлением со стороны части экологов, а после 2009 года – со стороны нового «Движения 5 звёзд» (M5S). Местные представители MSS видели в нём символ «больших и бесполезных работ». В 2013 году на сайте M5S было размещено коммюнике противников проекта, в котором риск неминуемого обрушения моста Моранди оценивался как «слабый» и выражалась уверенность в том, что путепровод может простоять ещё «сто лет». Когда в июне 2018 года министром транспорта стал Данило Тонинелли (M5S), он включил проект Гронда в список инфраструктурных планов, которые следует пересмотреть или закрыть.

2. Критика приватизации автодорог.

Критике подверглись и действия управляющей мостом компании, не выделявшей необходимого объекту финансирования. «Автодороги начали приватизировать с 1999 года, а в 2012 году трасса А10 была передана в концессию компании «Autostrade per l’Italia», под контролем которой находятся 3200 км. дорог на всём полуострове. Выполнил ли частник свои обязанности?» – спрашивает секретарь «Партии коммунистического возрождения» Маурицио Асербо. На политической арене такая критика исходит не только из уст левых антилибералов. Министр транспорта Данило Тонинелли (M5S) через социальную сеть «Фейсбук» потребовал отставки администрации «Autostrade per l’Italia» и объявил о запуске процедуры «отзыва концессий у предприятия» и о наложении штрафа «до 150 миллионов евро». Концессионер взят под особый контроль общества, поскольку плата за проезд по лигурийским автодорогам чрезвычайно высока. Кроме того, «Autostrade per l’Italia» принадлежит европейскому гиганту транспортных инфраструктур «Atlantia», контролируемому семьей Бенеттон. Эта группа, которая в 2017 году получила прибыль в 1,7 миллиардов евро, присутствует на нескольких континентах. Она управляет «Аэропортом Ниццы», владеет долями «Евротуннеля» и наложила лапу на Общество автодорог севера и востока Франции (Sanef), прибрав также в этом году к рукам испанскую «Albertis», и вот-вот воспользуется приватизацией группы компаний «Аэропорты Парижа».

3. Ветхие инфраструктуры.

Случившаяся трагедия высветила плачевное состояние итальянских инфраструктур. Сразу после прихода к власти правительство анонсировало ввод в действие плана по техническому обслуживанию. Надо сказать, что дело не терпит отлагательств. Поезда сходят с рельс. За последние двенадцать лет только в северной части Италии 85 человек погибли при оползнях. Случаи с кусками стен, падающими на учеников в школах, уже перестали считать. В Фермо в мае чудом избежали трагедии: в классе рухнул потолок как раз перед тем, как в него должны были зайти дети. Вчера Совет геологов сообщил, что основная часть инфраструктур «была построена в 1960–1970 годах» и не отвечает ни нормам, ни эксплуатационной нагрузке сегодняшнего дня, особенно с точки зрения «сейсмической и геологической безопасности». «Тысячи мостов и виадуков попадают в эту категорию», – предупреждают геологи, призывая к созданию государственного плана по ремонтно-техническому обслуживанию конструкций.

На ту же тему

Наличные деньги – истинная цель приватизаций
Утечка капитала: как выводятся нефтяные деньги Уганды
Макрон балует самых богатых
Шутка дня: Каймановы Острова больше не налоговый...