Руководство Европейского союза продолжает использовать неопределённость ситуации ввиду предстоящего Брекзита для того, чтобы либерализировать и дезорганизовать экономику и деятельность стран-членов ЕС. На этот раз не у дел оказались французские порты. Выход Соединённого Королевства из Европейского союза (ЕС), начатый 29 мая 2017 года, привёл к тому, что Европейская комиссия изменила маршруты морских торговых путей, идущих вокруг континента. Пересмотр направлений грузоперевозок вызван стремлением избежать изоляции Ирландии от континентальной части ЕС. Об этом 1 августа текущего года объявила европейский комиссар по транспорту Виолета Булк во время презентации проекта по изменению отрезка маршрута Центральной Трансевропейской сети, соединяющего Северное и Средиземное моря. Предлагаемый Еврокомиссией новый торговый коридор свяжет ирландские порты Дублин и Корк с бельгийскими портами Зебрюгге и Антверпен, а также с портом Роттердам (Нидерланды). При этом ни один французский порт не был включён в этот план. Против сложившейся ситуации выступили депутаты от ФКП Жан-Поль Лекок и Пьер Даревиль, обратившиеся с письмом к премьер-министру. «Недоумевая и не понимая позицию морского и портового национального сообщества», парламентарии, в избирательных округах которых находятся порты Гавр и Марсель-Фос-сюр-Мер, напомнили об очевидном: «Достаточно взять карту для того, чтобы заметить бессмысленность намерения создать морские коридоры, связывающие порты Ирландии, Бельгии и Нидерландов, исключая при этом наши государственные порты (…)».
Расположенные в регионе О-де-Франс порты Кале и Дюнкерк тоже оказались исключёнными из нового транспортного маршрута. Президент регионального совета О-де-Франс Ксавье Бертран («Республиканцы») также выразил своё отношение к происходящему: «Европейская комиссия должна пересмотреть свой план, а наше правительство должно высказать протест». Угроза для французских портов состоит в том, что корабли будут проходить мимо и перестанут в них швартовться. А ведь удобство и эффективность этих портов превосходит аналогичные показатели многих других портовых территорий. Например, Гавр обрабатывает 23 контейнера в час, а практически полностью автоматизированный Роттердам — всего 16 контейнеров. Жан-Поль Лекок видит в происходящем желание «экономически ослабить Великобританию, чтобы наказать её за Брекзит, используя в качестве инструмента для этого Ирландию и делая из этой страны крупную портовую платформу, связанную морскими магистралями с центром Европы». «Это опасная затея, — считает депутат, — потому что во главу угла ставится не общий интерес, не интерес государств-членов ЕС и народов Евросоюза, а только интерес экономический». Пьер Даревиль и Жан-Поль Лекок вместе с другим депутатами намерены обратиться к европейскому комиссару с требованием интегрировать французские порты в транспортный коридор. Депутаты также требуют от премьер-министра Эдуара Филиппа объяснений, каким образом подобный план мог быть разработан без участия правительства страны и портового сообщества, а также, почему национальное портовое сообщество не заметило того, что европейское финансирование французских портов в рамках инвестиционных программ, предусмотренных для создания будущей Трансевропейской транспортной сети (RTE-T), оказалось в подвешенном состоянии?
Экологические последствия оборота товаров.
По мнению Сержа Кутуриса, помощника генерального секретаря отдела по делам портов и доков профсоюза ВКТ, эти вопросы надо задать бельгийскому лобби, продвигающему интересы «портовых территорий, уже получивших большую помощь от Европы». Десять лет назад порт Роттердама получал из европейских фондов 900 млн евро, тогда как французские порты получали только 174 млн евро. Кутурис также отмечает инертность правительства, от которого ВКТ требует создания настоящего морского министерства, способного «продвигать амбициозную инвестиционную политику, соответствующую статусу Франции и её географическому положению». По мнению Сержа Кутуриса, правительство предпочитает не развивать сильные стороны французской экономики, одним из основных элементов которой являются порты, а ориентировать её на туризм. «Под удар могут попасть даже небольшие французские порты, а с ними — и вся экономика прилегающих территорий», — отмечает профсоюзный активист. Например, согласно новому маршрутному плану, товары из бельгийских и нидерландских портов должны доставляться во Францию наземным путём вместо того, чтобы быть доставленными сюда непосредственно на кораблях. Это приведёт к катастрофическим последствиям для экологии. Совместное заявление отдела по делам портов и доков ВКТ и таможенной службы содержит требование к правительству добиться изменений проекта и отказ «терпеть последствия от решений европейских технократов, подчиняющихся диктату лоббистов». Для портовых рабочих и докеров намеченная на 9 октября акция протеста станет первым шагом на пути к тому, чтобы заставить правительство соблюдать интересы портов и тех, кто обеспечивает их функционирование.