Есть страны, которые извлекают выгоду из уклонения от уплаты налогов, и есть страны, которые страдают от этой проблемы. Кому-то эти слова могут показаться избитой истиной, но цифры говорят сами за себя и дают реальную картину ничем неприукрашенной действительности. Исследование, опубликованное 23 января 2019 года, Ричардом Мерфи, известным британским финансовым экспертом, директором Tax Research и профессором политической экономии Лондонского городского университета, было выполнено по заказу парламентской группы социал-демократов S&D («Прогрессивный альянс») Европейского парламента на основе данных за 2015 год, опубликованных странами-членами ЕС. В исследовании приводятся сведения, согласно которым в 2015 году уклонение от уплаты налогов в ЕС составило сумму от 750 до 900 млрд евро упущенной выгоды для стран-членов Европейского союза (для названия данной статьи мы выбрали среднее значение этих подсчётов, т.е. 825 млрд евро, — прим. ред.).
Не все государства находятся в одинаковом положении. Италия, например, потеряла 190 млрд евро, Франция – около 120 млрд, а Мальта (всем известный фискальный рай) — почти ничего. «Для Франции эта цифра оказалась за пределами часто называемого диапазона от 60 до 80 млрд евро, который был недавно обновлен профсоюзом «Solidaires finances publiques» и который теперь оценивается в 100 млрд евро упущенной выгоды, — отмечает сенатор-коммунист Эрик Боке, соавтор книги «Без определённого места налоговой подотчётности» («Sans domicile fisc»). — Я ознакомился с бюджетом на 2019 год, и эти 120 млрд евро, которые ускользают от Франции, представляют собой суммарные поступления в виде налога на доход, налога на прибыль предприятий и налога на энергоносители. Это огромные суммы!» Половина стран Европейского союза имеют упущенную выгоду, связанную с налоговыми нарушениями, сумма которых намного превышает их бюджеты в области здравоохранения.
Валовые суммы впечатляют уже сами по себе, но их стоит сопоставить с экономиками стран. Так, с учётом своей экономики, меньше всего от уклонения от уплаты налогов страдает Люксембург, а больше всего – Румыния, которая теряет 29,51 % своих потенциальных доходов из-за этой проблемы. Очень много тряет Греция (26 %). «Это поистине двойная беда для стран, которые испытывают экономические трудности и которых с одной стороны душит политика жёсткой экономии, а с другой — уклонение от уплаты налогов», — говорит Эрик Боке.
«Многие страны ведут политику жёсткой экономии и сокращения государственных расходов, потому что их возможность получать или увеличивать налоги была ограничена», — объясняет в своём исследовании Ричард Мёрфи. Это заключение привело его к выводу о существовании двух типов упущенной прибыли. Одной из причин первого типа является нехватка политической лояльности в тех странах, которые предоставляют различные преимущества и освобождение от уплаты налогов в ущерб своим соседям. Это оказывает прямое влияние на политику жёсткой экономии, бушующей в странах, ставших её жертвами. К этому добавляется второй, чисто жульнический и более классический, тип упущенной прибыли, причиной которой является традиционное уклонение от уплаты налогов, непредоставление декларации доходов и различные нарушения, связанные с выплатами бюджетных взносов…
В исследовании говорится о наличии некой «завесы тайны», под которой работают многие страны ЕС, и которая препятствует более точной оценке ущерба, причинённого Европе уклонением от уплаты налогов. По мнению автора, Великобритания – это единственная страна, которая публикует большой объём данных. Примерно пятнадцать стран ЕС делают это частично, публикуя главным образом данные по НДС, а ряд стран сохраняет непрозрачность информации, которую трудно прояснить.
Вот почему требование фискальной прозрачности всех типов налогов актуально как никогда прежде. Ричард Мёрфи предлагает создать публичный и централизованный реестр транснациональных компаний и трестов государств-членов ЕС, который сможет предоставить всем налоговым управлениям данные по бухгалтерской отчётности и имеющейся собственности. Это предложение разделяет и Французская коммунистическая партия. «Недавно мы обсуждали в Сенате налоговое соглашение между Францией и Люксембургом от 1950 года, которое не помешало ни скандалу с LuxLeaks, ни тому факту, что прибыль французского McDonald’s была переправлена в холдинговую компанию в Люксембурге, и таким образом с неё не были уплачены налоги, — говорит Эрик Боке, — Именно поэтому мы не голосовали за данное налоговое соглашение. По нашему мнению, прозрачность должна быть универсальной, а не только двусторонней».
Боке настаивает на важности создания достоверного списка мест налогового рая, поскольку на данный момент ни одна страна ЕС не фигурирует в нём. «Мы также предлагаем значительно расширить полномочия Европейского парламента по этим вопросам, поскольку в настоящее время всё находится в руках Комиссии под управлением Юнкера, а мы можем усомниться в искренности его борьбы с этой проблемой», — подытожил Эрик Боке.