Комиссии, взимаемые банками за оказание различных услуг, замороженные год назад по требованию «жёлтых жилетов», скоро будут повышены. А вопрос об установлении верхнего порога штрафов для малоимущих так и остался на бумаге.
Скоро мы сможем лишь вспоминать о тех мелких уступках, на которые пошли банки в разгар протестов «жёлтых жилетов». С 1 января будут повышены замороженные на год комиссии за совершение банковских операций. «Нам обещали, что тарифы будут заморожены, но теперь объявленное повышение поможет банкам наверстать упущенное. А клиенты вновь окажутся в дураках», – комментирует эту новость Серж Мэтр, президент «Французской ассоциации клиентов банков» (Afub). Банки объясняют повышение тарифов уменьшением своих доходов, которое обусловлено снижением процентных ставок и конкуренцией со стороны онлайн-сервисов.
Одна из операций, тариф на которую будет повышен, – возврат в банк не принятого получателем письма. Теперь эта услуга обойдётся в 25,40 евро, то есть подорожает на 5 %. Эксперты сайта «Moneyvox» подготовили обзор операций, подорожание которых будет особенно ощутимым. Например, комиссия за отправку чековой книжки увеличится на 4,8 %; денежные переводы, осуществляемые в офисе банка, подорожают на 4 % (комиссия составит 4 евро вместо 3,80). Повышение тарифов частично распространяется на те услуги, в которых требуется участие консультанта. В условиях, когда банки ради экономии средств увольняют сотрудников и закрывают свои отделения, подорожание подобных услуг подтолкнёт клиентов к ещё более активному использованию онлайн-приложений. «Они забывают о том, что цифровизация охватывает не всё население, – сетует Серж Мэтр. – И речь идёт не только о пожилых людях. Многие клиенты с трудом сводят концы с концами и не могут позволить себе оплачивать Интернет».
В официальном сообщении Елисейского дворца, распространённом в декабре 2018 года, содержалось обещание «установить верхний предел штрафов за просрочку платежей на уровне 25 евро в месяц для самых уязвимых категорий населения». По информации Банка Франции, эта мера должна была коснуться 3,6 миллиона человек. К тому же введение такой нормы могло бы поколебать представление о Макроне как о президенте богатых. «Обещание не выполнено», – заявили в октябре этого года «Национальный союз семейных ассоциаций» (Unaf) и 60 миллионов клиентов. Из 104 человек, принявших участие в исследовании, 78 % тех, кто столкнулся с запретом открывать счета во Франции или имеет огромную задолженность, не получили предложения о снижении штрафа за просрочку до порогового значения. Если же говорить о всех клиентах из особо уязвимой категории (чей ежемесячный доход не превышает 1 800 евро, а пени за просрочку платежей составляют более 40 евро в месяц), то 91 % из них не смогли воспользоваться специальным тарифом. Следует отметить, что эта инициатива, в своё время широко освещавшаяся правительством в СМИ, основывалась исключительно на доброй воле банков. «В принципе, контроль за её воплощением был возложен на орган по надзору за деятельностью банков (ACPR), но последний предпочёл не вмешивается», – говорит Серж Мэтр. Осенью руководство ACPR ограничилось лишь тем, что обратило внимание на разногласия по поводу определения понятия «человек, оказавшийся в сложной жизненной ситуации».
Ещё в 2017 году Unaf и 60 миллионов потребителей обвинили банки в том, что они зарабатывают 6,5 миллиардов евро в год на своих клиентах, в том числе и на самых малоимущих, за счёт установления слишком высоких пеней за просрочку платежей. Банки отказываются даже выполнять предписанные законом обязательства перед клиентами, имеющими большую задолженность или внесёнными в реестр Банка Франции. А между тем они должны делать этим клиентам «специальные предложения», чтобы штраф составлял не более 20 евро в месяц. На
деле же информация о возможностях часто либо не сообщается, либо эти предложения сопровождаются таким количеством условий (отсутствие чековой книжки, банковская карта с неполным спектром услуг и т. п.) и формулируются так, что многие отказываются ими воспользоваться.
Опубликовано 20/12/2019