Пабло Пикассо – с мыслью о войне, в борьбе за мир

Выставка «Пикассо и война» открыта в Военном музее Дворца Инвалидов в Париже до 28 июля.
Пабло Пикассо – с мыслью о войне, в борьбе за мир.

Военный музей во Дворце Инвалидов и Национальный музей Пикассо в Париже подготовили масштабную ретроспективу работ этого мастера, предлагающую взглянуть на ХХ век сквозь призму вооружённых конфликтов и борьбы художника за мир.

Жизнь Пабло Пикассо, родившегося в конце XIX века в г. Малага в Испании, неразрывно связана с историей всего человечества и происходившими в ней вооружёнными конфликтами, бесконечными войнами: бои на Кубе, положившие конец испанскому империализму, Первая мировая война, на фронтах которой сражались его друзья, война в Испании, Вторая мировая, сопровождавшаяся оккупацией, войны в Корее и во Вьетнаме, «холодная война», ядерная угроза… Пикассо стал свидетелем кровавых событий, современником бурного века, в котором было всё самое лучшее и самое худшее.

Его внутренний мир пронизан войной, той обстановкой, в которой на поля сражений отправлялись совсем молодые люди, хотевшие только одного – жить. Ребёнком Пикассо рисовал в своих школьных тетрадях солдат разбитой испанской армии, в то время как газеты его страны оплакивали закат призрачной империи, над которой никогда не заходило солнце. Будучи студентом Школы изящных искусств, он черпал вдохновение в сюжетах войны с наполеоновской армией, запечатлённых на полотнах Гойи и других мастеров, с которых он усердно копировал мельчайшие детали солдатского обмундирования минувших времён, оттачивая свою технику, от которой в дальнейшем, и очень скоро, сумел отойти. Ведь Пикассо не довольствовался одним лишь созерцанием прошлого. Чутко реагируя на первые всплески новых волн, накрывших мир искусства и политики на заре ХХ века, он встречался с испанскими анархистами в кафе «Els Quatre Gats» в Барселоне, которое превратилось в штаб революционно настроенной интеллигенции.

15 марта 1901 года вышел первый номер журнала «Arte Joven» («Молодое искусство»). На обложке были изображены крестьяне в лохмотьях и стояла подпись Пикассо. Поселившись в Париже в 1904 году, он стал встречаться с представителями богемы – художниками, поэтами, мыслителями, чьи воззрения не только не вписывались в общепринятые каноны, но и бросали им вызов. Французская полиция считала Пикассо анархистом, и его многочисленные попытки получить гражданство каждый раз заканчивались неудачей.

Это не помешало ему очень быстро стать одним из выдающихся мастеров изобразительного искусства, чьи произведения перевернули академические представления о прекрасном. Ответом Пикассо и его друзей на балканский конфликт, оказавшийся предвестником Первой мировой войны, стал кубизм – грубое провокационное искусство, в котором разрушенные формы складываются в коллажи, не имеющие ничего общего с общепринятыми приметами хорошего вкуса. Что изображать, как писать накануне страшной бойни? Воспоминания о погибших друзьях (Аполлинер, «Убитый поэт») преследуют Пикассо, но не мешают ему продолжать творческие поиски.

Тем временем колесо истории продолжает вращаться. В Европе зарождается фашизм, он набирает популярность в Италии и Германии. В июле 1936 года генерал Франко предпринимает попытку государственного переворота, а несколько недель спустя правительство Испанской Республики назначает Пикассо почётным директором музея Прадо. В начале 1937 года он пишет серию офортов «Мечты и ложь генерала Франко», а деньги от их продажи направляет властям республики. Потом он создаёт «Гернику». В порыве вдохновения Пикассо пишет свою знаменитую картину, которая позже будет экспонироваться в испанском павильоне Всемирной выставки рядом со скульптурой Колдера и полотном Миро. (На выставке, о которой идёт речь в данной статье, она представлена благодаря фотографии Доры Маар). После поражения Франции и немецкой оккупации художник находит приют в своей мастерской на улице Грант-Огюстен, где продолжает работать, используя подручные средства. Смерть витает в воздухе, и его полотна окрашиваются в мрачные тёмные тона. Избежать самого страшного мастеру помогают его огромная известность и испанское гражданство.

Вскоре после освобождения Франции, 5 октября 1944 года, газета «Юманите» на первой полосе сообщает о вступлении Пикассо в Коммунистическую партию. «Товарищ Пикассо» вновь берётся за кисть. На всех фронтах художник выступает за мир, против войны. Он неустанно ведёт эту работу. Его рисунки появляются на первых полосах ежедневных газет таких изданий, как «Travailleur catalan» («Каталонский рабочий»), «Patriote» («Патриот»), «Les Lettres francaises» («Французская литература»),  а также на страницах многих книг и сборников, посвящённых памяти героев и мучеников Сопротивления. Выходят в свет публикации о супругах Розенберг, о Никосе Белояннисе и Джамиле Бупаше. Повсюду воспроизводится знаменитая «Голубка» Пикассо, в цвете и в чёрно-белой гамме. На рисунках она то сидит, свернувшись в комочек, то летит, широко раскинув крылья. Некоторые работы Пабло Пикассо получили нелицеприятную оценку его товарищей. Многие из них отказывались понимать его полотно 1951 года «Резня в Корее», утверждая, что оно не вполне ясно выражает замысел художника. Раскритиковали и знаменитый портрет Сталина, опубликованный в журнале «Les Lettres francaises» (его «категорически осудило» руководство партии). Но это нисколько не поколебало убеждений художника. Он остался верен своим принципам, которые с самых юных лет заставляли его выбирать свою дорогу, не следуя за толпой.

Картины, рисунки, фотографии, письма, афиши, скульптуры… Многое можно увидеть на этой необычайно насыщенной выставке, посвящённой Пикассо и войне, открытой во Дворце Инвалидов. Здесь представлены документы из музеев Пикассо в Париже и Барселоне, мадридского Музея королевы Софии, музея Сопротивления в Шампиньи и многих архивов. Тематика выставки, экспозиция которой расположилась в семи залах и организована по хронологическому и хронотематическому принципам, позволяет посетителям глубже понять одну из сторон личности Пабло Пикассо, великого художника своего времени.

Выставка «Пикассо и война» открыта в Военном музее Дворца Инвалидов в Париже до 28 июля. Каталог экспозиции, 35 евро.

На ту же тему

Испания отдаёт дань памяти изгнанникам-республиканцам
Угрозы французской киноиндустрии.
Жертвовать на Собор парижской Богоматери становится выгодным...
Проблемы в политике поддержания культурного наследия