LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Всё в порядке, коммерческая тайна теперь под надёжной защитой

После избрания Эммануэля Макрона на пост президента Франции в стране усилилось давление на прессу. Попытки запугать работников СМИ сочетаются со стремлением представителей «нового мира» оберегать от нескромных взглядов то, что происходит в крупных компаниях.

После избрания Эммануэля Макрона на пост президента Франции в стране усилилось давление на прессу. Попытки запугать работников СМИ сочетаются со стремлением представителей «нового мира» оберегать от нескромных взглядов то, что происходит в крупных компаниях.

Задержания, вызовы в Главное управление внутренней безопасности полиции, ограничения в правах, оскорбительные высказывания из уст политиков, по долгу службы обязанных обеспечивать свободу прессы, судебные разбирательства, – вот уже третий год предпринимаются самые разнообразные попытки запугать журналистов и заставить их молчать. По словам лидера ассоциации «Информирование — не преступление» («Informer n’est pas un delit») Эдуара Перрена, совершенно ясно, что «стремлению к истине нет места в системе ценностей» того «нового мира», который воплощает собой правительство Эммануэля Макрона, и «такая непримиримость в отношении права на получение информации вызывает тревогу».

Едва придя к власти, новое правительство дало немало «серьёзнейших поводов для беспокойства»: судебные иски против средств массовой информации, телефонные звонки главным редакторам и придирчивый отбор репортёров, которым позволено освещать рабочие поездки французского президента. Члены журналистских объединений обратили на это внимание ещё в июне 2017 года. «Беспрецедентную активизацию нападок на журналистов за столь короткий срок» отмечает и член отделения ВКТ, объединяющего сотрудников СМИ, Людовик Фине. По его словам, «с начала кампании 2017 года складывается впечатление, что мы катимся вниз по наклонной», «всё чаще звучат агрессивные высказывания по поводу работы журналистов». Более того, представители СМИ «находятся под бдительным присмотром, им мешают вести расследования, их задерживают во время манифестаций», а порой «органы власти отдают распоряжения о репрессивных действиях в отношении журналистов» (как это произошло в феврале 2019 года, когда была предпринята попытка провести обыск в редакции сайта «Mediapart» в рамках предварительного следствия по делу Беналла).

«Сейчас за соблюдением свободы прессы нужно следить как никогда внимательно», — заявил Эдуар Перрен, который уверен, что «власть ставит палки в колёса СМИ». Достаточно вспомнить о прошедшем 30 июля 2018 года голосовании за закон, закрепивший положения о коммерческой тайне, который очень выгоден крупным корпорациям. Будучи министром экономики, Макрон безуспешно пытался добиться его принятия ещё в 2015 году. Этот закон, по сути являющийся изложением одной из директив Совета Европы, внесла на рассмотрение фракция движения «Вперёд, Республика!». «Он был одобрен, несмотря на замечания, высказанные депутатами от левых партий, журналистскими профсоюзными объединениями и общественными организациями, усмотревшими в нём введение особой формы цензуры. А четыре месяца спустя, в ноябре, всех ожидал «сюрприз», — с иронией продолжает Эдуар Перрен. — Было закрыто дело «Implant Files», в рамках которого 59 СМИ из 36 стран сообщили о незаконных сделках с медицинским оборудованием». Государственная компания отказалась предоставить документы газете «Le Monde», сославшись на деловую тайну. Именно этого и опасались члены ассоциации «Информирование — не преступление», которые в июле вошли в число 35 объединений, присоединившихся к иску «Le Monde» в административный суд. Это дало повод «потребовать объяснений» от движения «Вперёд, Республика!», по словам которого этот закон не имеет ничего общего с цензурой.

В апреле этого года ещё один секрет (на этот раз военная тайна) послужил основанием для вызова в Главное управление внутренней безопасности семи журналистов, работающих в таких СМИ, как «Disclose», «Radio France» и «Quotidien», через неделю после того, как были опубликованы результаты их расследования о продаже Саудовской Аравии и ОАЭ французского оружия, которое затем использовалось для ведения войны в Йемене. По мнению министра иностранных дел Жан-Ива ле Дриана, в этом нет ничего странного. «На журналистов распространяются те же законы, что и на других граждан», — напомнила пресс-секретарь правительства Сибет Ндиайе. Зато по поводу раскрытых фактов комментариев не последовало. «Налицо стремление узнать источники информации, используемые журналистами (хотя они и защищены законом), и возмутительная попытка отбить у других репортёров охоту к ведению расследований на подобные темы», – заявил в интервью изданию «Express» Венсан Ланье, член Национального профсоюза журналистов.

«Сохранение в тайне источников информации, один из основополагающих принципов профессии и даже обязанность, упомянутая в Мюнхенской декларации 1971 года, является необходимым условием ведения журналистского расследования и изучения фактов, — отмечает Людовик Фине. – Журналистское расследование невозможно без гарантий безопасности для источников информации».

Источники, «используемые во время профессиональной деятельности по информированию общественности», защищены законом о свободе печати 1881 года, который власти страны несколько раз пытались отредактировать. Для любого демократического государства корректировка основополагающих законов представляет серьёзную проблему. Пока на голосование выносятся законы о борьбе с фейковыми новостями, считающимися опасными и бесполезными, Эммануэль Макрон озвучивает идею о создании «профессионального совета» журналистов, который имел бы право налагать санкции. По мнению госсекретаря по цифровым технологиям Седрика О, в руководстве этим советом может участвовать государство.

Франсуа де Рюжи, обеспокоенный появлением «Республики доносительства» (так назвал «Mediapart» Эммануэль Макрон), предлагает создать орган по «регулированию» деятельности интернет-сайтов, чтобы «наказывать за нарушения». По словам Эдуара Перрена, это будет «пристрастный взгляд действующей власти, как политической, так и экономической». «Не обойдётся и без попыток дестабилизировать работу СМИ. Притом насущные проблемы решаться не будут, — напоминает Людовик Фине, — такие как независимость прессы от акционеров и полное реформирование системы дотаций, предоставляемых СМИ, для развития плюрализма».


На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »