LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

СТАЛЬ ЛОТАРИНГИИ, НЕИЗВЕСТНАЯ ИСТОРИЯ

«Этот документальный фильм дополняет историю неблаговидных действий французского государства. Теперь нам не смогут сказать: «это неправда, этого не существует».

«Я практически ничего не знал о прошлом моего отца, рабочего из Индокитая». Только через десять лет после его смерти, благодаря съёмкам документального фильма, Ксавье Фан Динх, бывший рабочий сталелитейного завода Арселор Миттал в г. Гандранж (департамент Мозель) и активист ВКТ, обнаружил всю чудовищность условий жизни и труда этих насильственно ввезённых в страну мигрантов, среди которых был и его отец. Но также он увидел и их решимость организоваться и не дать себя уничтожить. В фильме «Забытая история: индокитайские рабочие в Лотарингии», режиссер Изе Тран и журналист Пьер Дом рассказывают историю лишь некоторых людей из числа тех 20 000 человек, принудительно завербованных в индокитайских деревнях французской колониальной державой для того, чтобы заменить ушедших в 1939 году на фронт солдат. Оторванные от своих семей, перевозимые в трюмах кораблей, с остановкой в тюрьме «Бометт» в Марселе до перемещения в лагеря в условиях «полу-свободы», эти люди составляли «туземную рабочую силу», предназначавшуюся для работы на оружейных заводах, в автомобильной, текстильной или металлургической промышленности. Без зарплаты, с плохим питанием, эти неквалифицированные рабочие получали за свой труд сумму, эквивалентную одной десятой части от заработка французского рабочего. «В конце войны вместо того, чтобы вернуть на родину этих индокитайских рабочих, де Голль реквизировал французские корабли с целью пресечь попытки Вьетнама обрести независимость», — объясняет Пьер Дом. Французское правительство также опасалось того, что эти люди, «рассматриваемые в качестве «пятой колонны» во Франции», могут пополнить ряды Вьет-Мина.

Забытые на протяжении 70 лет досье

Несмотря на то, что история появления этой колониальной рабочей силы начинала приобретать всё большую известность , особенно в связи с публикацией в 2009 году книги-расследования Immigres de force, les travailleurs indochinois en France (1939-1952) (Иммигранты по принуждению, индокитайские рабочие во Франции (1939-1952), написанную Пьером Домом , многие её аспекты всё ещё остаются в тени , особенно те, которые касаются судеб этих людей после окончания Второй мировой войны. «В Национальном архиве Франции мне разъяснили, что документы Управления по индокитайским рабочим (заменило в 1945 году службу Колониальной рабочей силы – прим. ред.) были утеряны. Но через два года после выхода в свет моей книги один архивист из города Экс-ан-Прованс, где собраны все архивы по бывшим колониям, позвонил мне, чтобы сказать, что он нашел 54 карточки Управления по индокитайским рабочим», — вспоминает Пьер Дом. Объединившись с кинодокументалистом Изе Тран, ведущей параллельные самостоятельные исследования на эту же тему, Дом с головой погрузился в изучение всей массы собранных документов, дабы провести полное историческое расследование. «Мы стали первыми, кто «смахнул пыль» с этих досье, остававшихся забытыми на протяжении 70 лет», — объясняет нам режиссёр. Но фильм Изе Трана – это не просто исторический документальный фильм. Словно частные детективы, режиссёр и её исторический консультант восстановили личный жизненный путь Кса, отца Ксавье, а также рассказали о судьбах Нгиш, Кием, Суонг и других индокитайских рабочих.

Скрупулёзная работа, позволившая потомкам узнать о целых пластах жизни своих родителей, которые предпочли (или не могли поступить по-другому) промолчать о пережитом отрыве от родины и колониальной эксплуатации. Ибо если многие из «конг бинх» (как их называют по-вьетнамски) и вернулись в свою страну как только представилась такая возможность, тем не менее от 2 000 до 3 000 человек всё же остались во Франции, и несколько сотен из них, по словам Пьера Дома, живут в Лотарингии. Это также история об их трудовых буднях, встречах с лотарингскими девушками, очарованными песнями под гитару или вкусом вьетнамских блинчиков «нем», перед которым невозможно устоять, а еще об активной вовлеченности в профсоюзную и политическую деятельность, что придаёт произведению Изе Тран глубину человеческого понимания. Этот документальный фильм, конечно же, не является первым шагом на пути к признанию особенностей истории индокитайских рабочих. Помимо книги Пьер Дома есть ещё мемориальная стела, воздвигнутая в Сален-де-Жиро (департамент Буш-дю-Рон), ранее был снят фильм под названием «Конг Бинх, долгая индокитайская ночь» режиссера Лам Ли. Но фильм Из Трана, несомненно, способен напомнить сторонникам неоколониализма, у которых возникает искушение переписать историю в духе «позитивного колониализма», реальность жестокости оккупирующей державы.

«Этот документальный фильм дополняет историю неблаговидных действий французского государства. Теперь нам не смогут сказать: «это неправда, этого не существует». Работа по признанию факта таких действий ведет к следующему этапу – репарации. И, как говорит об этом моя жена, лучший способ заживить раны – рассказывать об этой истории в школах»,-полагает Ксавье Фан Динх, который надеется, что «фильм позволит людям перестать видеть в иммигрантах паразитов, которые приезжают только с целью извлечь выгоду из Франции». Этот фильм — образ Лотарингии, обогащённый новыми обстоятельствами. «Мы знали этот регион в качестве перекрёстка европейской иммиграции, но гораздо меньше мы знаем о вкладе колониальных народов, таких как североафриканцы или вьетнамцы, в его развитие»,-подчеркивает Пьер Дом. История, обогащённая новыми подробностями, должна дать толчок к появлению новых произведений и занять своё место в Региональном фонде современного искусства (Frac) Лотарингии.

На ту же тему

Свободные пираты из манги «One Piece» Эйитиро Оды

В начале декабря свет увидел сотый выпуск знаменитой приключенческой манги. Культовое произведение в цвете стало одной из самых популярных манг во всём мире, потеснив даже с первого места мангу Dragon Ball («Жемчуг дракона»). «One Piece» стала самым продаваемым изданием одного и того же автора-иллюстратора за всю историю. Но за приключенческим повествованием стоит и политический подтекст.

Читать полностью »

Музейщики Парижа бастуют

Около пятидесяти сотрудников музея парижской истории Карнавале вышли 10 октября на акцию протеста. Они требовали срочно нанять новых сотрудников. С 2016 года персонал уменьшился с 80 сотрудников до 36.

Читать полностью »