LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

«Сборная Франции по футболу – это всегда история иммиграции».

В это время разгорелась борьба за лидерство между профессионалами и любителями. Профессионалы были немногочисленны, но обладали большими финансовыми возможностями и влиянием в СМИ, тогда как любители, пользовавшиеся массовой поддержкой, этих рычагов не имели.

7 апреля 1919 года в Париже была создана Федерация футбола Франции (ФФФ). Специалист по истории спорта и миграций Иван Гасто вспоминает ключевые даты в развитии ФФФ.

Николя Гийермен: Сегодняшнее лицо Федерации футбола Франции – это сборная страны (так называемые «Синие») и Чемпионат Франции. И то, и другое появилось ещё до ФФФ. Для чего же была создана Федерация?

Иван Гасто: В 1919 году, когда была образована Федерация футбола Франции, уровень этого вида спорта в нашей стране был ещё любительским. ФФФ стала дочерней структурой USFSA (Союза французских спортивных объединений), который появился в 1887 году и проводил как соревнования по футболу в очень ограниченном формате, так и товарищеские матчи. Новая Федерация, созданная для того, чтобы структурировать национальный чемпионат, получила от USFSA полномочия для организации Чемпионата Франции, становление которого началось в 1917 году, и французской сборной, образованной в 1904-м. В то время Франция отставала от других стран Европы, в которых футбол развивался значительно быстрее.

Н.Г.: Какую роль сыграл Жюль Риме, первый президент ФФФ (с 1919 по 1947 гг.), который в дальнейшем возглавлял также ФИФА (с 1921 по 1954 гг.)?

И.Г.: Как ни странно, но именно Франция, которая первоначально находилась в арьергарде развития футбола, со временем вывела этот вид спорта на новый организационный уровень. Жюль Риме, основатель народного рабочего клуба «Ред Стар», разработал структуру ФФФ, а затем выдвинул Францию в авангард футбола, заняв в 1921 году пост президента Международной федерации этого вида спорта (ФИФА). В отличие от Пьера де Кубертена, Жюль Риме был выходцем из самой простой семьи. Для него футбол и ФИФА были средством сближения народов. В дальнейшем французы и жители материковой Европы «утёрли нос» самим британцам. Когда ФИФА вышла на континентальный уровень, родина футбола сдала свои позиции, хотя до тех пор британские игроки удерживали лидерство и по технике, и по манере игры. Англичане не придали значения первым чемпионатам мира, а приняли участие только в четвёртом по счёту мировом футбольном первенстве, проходившем в 1950 году в Бразилии.

Н.Г.: Становление Федерации шло очень быстро. 5 мая 1921 года французам удалось наконец победить сборную Англии…

И.Г.: Это произошло на стадионе в Венсене, в присутствии 30 000 зрителей. Сборная Франции, которая уже привыкла к поражениям от англичан с разгромным счётом, доходившим порой до 15:0, впервые одолела этого противника со счётом 2:1. Эта была первая победа над английским монстром. Она открыла новую страницу в истории французского футбола и подтвердила состоятельность Федерации.

Н.Г.: Президент III Республики Гастон Думерг оказал поддержку ФФФ, посетив финальный матч Чемпионата Франции 1927 года…

И.Г.: Присутствие Гастона Думерга на 10-м чемпионате действительно имело большое значение. Познакомившись с игроками, президент подчеркнул, что футбол приобретает всё большее значение, и тем самым открыл дорогу росту популярности этого вида спорта. В этот день в стране появился культ футбола, который поддерживается и по сей день…

Н.Г.: Какую реакцию вызвала организация пятью годами позже, в 1932 году, профессионального чемпионата Франции?

И.Г.: Не самую положительную. Франция, защищавшая ценности олимпийского движения и любительского спорта, долго противилась появлению профессиональных команд. Однако это отвечало как потребности людей в ярких зрелищах, так и нарождавшейся новой экономической модели. В том же году за получение жалования был исключён из своей федерации бегун Жюль Лядумег. ФФФ помогла в этом процессе, но ей было непросто организовать профессиональный чемпионат, так как Франция не хотела делать футбол источником заработка для игроков, как это было принято в Англии с 1885 года. Важная веха в истории футбола наступила, когда французы приняли эту модель.

Н.Г.: В 1931 году в матче против Чехословакии защитник Рауль Диань стал первым чернокожим игроком, вышедшим на поле в форме французской сборной…

И.Г.: Рауль Диань, сын депутата Национальной ассамблеи Франции от Сенегала, позже получившего портфель министра по делам колоний, стал символом первой формы многообразия. Ведь он был сыном известного человека. Он хорошо показал себя в парижской команде «Racing Club». Его заметили и пригласили в национальную команду Франции. Он сыграл 18 матчей за сборную, а в 1938 году участвовал в финальном поединке за кубок мира.

Н.Г.: Каким образом отразились на достижениях французской сборной миграционные процессы в стране?

И.Г.: Французская сборная – это всегда история иммиграции, и в каком-то смысле — история Франции. Уже в 1904 году англичане, жившие во Франции, выступали за первую французскую сборную, можно даже сказать, что она была создана при содействии англичан. Позже во Францию приезжали рабочие из разных стран, которые тоже играли в футбол. Среди них были поляки, итальянцы, португальцы, выходцы из Северной Африки и т. д. Если посмотреть на составы французских сборных в разные периоды, то мы увидим, что национальная команда всегда отличалась разнообразием. В ней играли как натурализовавшиеся во Франции мигранты, так и их сыновья, родившиеся в этой стране.

Н.Г.: Это совершенно очевидно. Однако вопрос об интеграции, похоже, по-прежнему обсуждается в обществе и политике. Разве два выигранных чемпионата мира ничего не доказали?

И.Г.: За период с 1998 по 2018 годы ситуация стала другой. В 1998 году лозунг «Чёрный-Белый-Арабский» полностью соответствовал понятию интеграции, духу времени, когда в политике этому вопросу уделялось повышенное внимание: был образован Верховный комиссариат по интеграции, разрабатывались стратегии интеграции и т.п. Затем эта проблематика отошла на второй план, так как одни полагали, что дети мигрантов уже интегрированы во французское общество, а другие утверждали, что они никогда в него не интегрируются. Поэтому в 2018 году (как и в 1998-ом) понятие братства, единства, несмотря на национальные различия, было вновь поднято на щит, чтобы сгладить различия. Это означает, что Франции, может быть, удаётся постепенно решать проблему интеграции и уравнивать позиции игроков, так что все футболисты национальной сборной считаются французами, и не стоит выяснять происхождение каждого из них.

Н.Г.: После поражения на чемпионате мира 2010 года профессиональное сообщество потребовало реформ в управлении футболом и добилось своего в 2011 году, когда главой ФФФ был избран Ноэль Ле Граэ. Принесло ли это существенные изменения?

И.Г.: В это время разгорелась борьба за лидерство между профессионалами и любителями. Профессионалы были немногочисленны, но обладали большими финансовыми возможностями и влиянием в СМИ, тогда как любители, пользовавшиеся массовой поддержкой, этих рычагов не имели. Всенародные переживания по поводу поражения в Найсне дали удобную возможность обыграть эту неудачу в политических кругах и в прессе. Зазвучали упрёки в адрес любителей в связи с неграмотным руководством французской сборной и финансированием команды. Был сделан вывод о том, что, исходя из современной значимости футбола и денег, которые крутятся в этой сфере, управлять им должны профессионалы. Это решение стало поворотным моментом в истории Федерации. Через 93 года после своего создания ФФФ резко изменила курс: теперь футбол для неё – это бизнес…

На ту же тему

Образование как элемент мягкой силы

Во времена конфликтов наука и культура часто становятся жертвами манипуляции общественным мнением, осуществляемым враждующими сторонами. Поэтому любые инициативы, направленные на поддержку этих сфер деятельности, переходят за культурные и научные рамки, приобретая гуманитарное значение в самом широком смысле.

Читать полностью »

Манипулятивные алгоритмы интернета

В книге «Agora toxica» («Токсичная Агора») специалист по стратегиям дезинформации Стефани Лами показывает, как «негражданское общество» усиливает политическое влияние в сети, чтобы ослабить демократию и ограничить свободу. Автор призывает к изучению экономической модели общественных медиа и указывает на алгоритмы установления контактов – «сердце реактора». Интервью со Стефани Лами.

Читать полностью »

Посягательство правых на образование

Готовится ряд мер по исключению из школьных учебников критического инструментария. Цель этой кампании националистов заключается в том, чтобы помешать образованию просвещённых граждан. Во всём мире люди должны забыть о социальной борьбе за равенство.

Читать полностью »