LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

НА УСТНОМ ЭКЗАМЕНЕ. «ПОРЯДОК ОТБОРА В ВУЗЫ» – ОТВЕЧАЮТ ДЕПУТАТЫ! —

На повестке дня парламентариев стоит вопрос о процедуре отбора абитуриентов в университет.

С сегодняшнего дня Национальная ассамблея приступает к рассмотрению законопроекта об ориентировании студентов. Текст подрывает суть свободного доступа к высшему образованию, заставляя расплачиваться, как всегда, простой народ.

На повестке дня парламентариев стоит вопрос о процедуре отбора абитуриентов в университет. Начиная с сегодняшнего дня и вплоть до четверга в Национальной ассамблее будет рассматриваться проект закона «об ориентировании и успешной учёбе будущих студентов» (так законодатели назвали план, предложенный в конце октября правительством). В семи пунктах документа излагается как, по мнению исполнительной власти, можно покончить (навсегда!) с жеребьёвкой поступающих на самые престижные факультеты, а заодно снизить неуспеваемость на первом курсе. (Так заявляют официальные источники). Рассуждая о гарантированном поступлении, проект, на самом деле, сужает зону доступа в ВУЗы, а под формулировкой «ожидаемые знания» правительство едва скрывает предвзятость в отборе абитуриентов: они не смогут свободно поступить на выбранный факультет. Вместе в тем совершенно не обсуждается вопрос нехватки средств и роста числа студентов.

1. Вместо правильной оценки демографической ситуации…

Расчёт на самом деле прост. В начале 2000-хх годов Франция пережила демографический взрыв, вследствие которого поступающих в ВУЗы каждый год становится на 30 тысяч больше. Такая тенденция сохранится вплоть до 2025 года. Наплыв абитуриентов (66 тысяч в 2017 году, по данным министерства образования) ВУЗы вынуждены распределять по жребию. За последние десять лет бюджет, выделяемый на каждого студента, сократился на 10 %. Меньше средств – хуже условия обучения и ниже успеваемость. Что делать? Увеличить финансирование. До 1 миллиарда евро в год, считают студенческие и преподавательские объединения. Та же цифра заявлена и в «Белой книге» 2017 года. «Правительство думает иначе, — говорит депутат от коммунистов Мари-Жорж Бюффе. — Для финансирования своего законопроекта министр высшего образования Фредерик Видаль в конце октября пообещала выделить миллиард евро,.. но с рассрочкой на пять лет!» Представитель профобъединения выступает с критикой законопроекта, согласно которому «ВУЗы недополучат 450 миллионов евро. По плану инвестиций эти средства уже заложены в развитие проектов»[1]. А значит, ВУЗам остаётся всего 500 миллионов! На пять лет! «От такого финансирования ждать нечего, — заявляют профработники и депутаты от левых партий. — Кроме нехватки кадров, забитых аудиторий и ухудшения условий труда!»

2. «Реорганизация» отбора в ВУЗы…

Надо увеличивать вместимость, а правительство «реорганизует» отбор. Первый шаг в законопроекте весьма символичен — изменение статьи L.612-3 закона об образовании. Принцип, гарантирующий свободное принятие в выбранный ВУЗ и «исключающий какой-либо отбор при поступлении», предлагается заменить «реорганизацией порядка поступления в ВУЗы» (статья 1). Политика правительства такова: «В индивидуальном порядке определить учебный цикл абитуриента на основе анализа соответствия проекта образования, имеющихся знаний и навыков, с одной стороны, и особенностей будущего образования — с другой». На деле же в каждом ВУЗе заявку на поступление будут рассматривать с учётом требуемых знаний («ожиданий»). Набрал баллы по профильному предмету – поступай куда хочешь. Нет – жди положительного ответа, «если…ваше поступление будет зависеть от принятия вами условий, предлагаемых ВУЗом». Иными словами, выпускникам школ не остаётся ничего другого, как пройти дополнительное бучение или годовой подготовительный курс (по решению ВУЗа), прежде чем поступить на желаемый факультет. А если количество заявлений превысит вместимость учебного заведения, получите просто отказ…с предложением от руководства ВУЗа поступить на другой, «не тот», факультет. Чтобы было, «куда пойти». «Наличие аттестата о среднем образовании остаётся условием для поступления в ВУЗ, но уже не единственным», — к такому горькому выводу приходит Федерация профсоюзов работников образования (FSU). Есть опасения, что абитуриент, поставленный перед выбором, пойдёт учиться на факультет, который не соответствует профилю образования, полученному в лицее. По мнению депутата Сабины Рюбен (FI), «отбор будет социальным, и абитуриенты из народа в престижный ВУЗ не попадут».

3. …и форсирование событий.

А знают ли об этом депутаты? Они ещё не успели проголосовать, а законопроект, рассмотренный в упрощённом порядке, уже внедряют в учреждениях и администрациях. Верховный совет по образованию, объединяющий всех представителей образовательного сообщества, готовит постановления, не дожидаясь пока Национальная ассамблея рассмотрит закон… «В ВУЗах на административных советах предлагают проекты бюджета, включающие обработку заявлений на зачисление, подготовительные модули, определение «ожидаемых абитуриентов» и вместимости учебного заведения, — с раздражением констатирует один из профработников. — В лицеях то же самое: для содействия профориентации в спешном порядке назначают второго классного руководителя. Не говоря уже о новой программе ориентирования для школьников «Parcoursup», которая с января заменит АРВ. Многие опасаются, что она ещё толком не отлажена и не будет работать. Куда спешить? От этого хуже всем: поступающим, их семьям, работникам лицеев и ВУЗов. Новые порядки внедряют, не думая о том, что нужно увеличить штат советников по профориентированию — психологов (сейчас такой специалист в лицеях 1 на 1500!). Не замечают, что за последние годы закрылись десятки центров содействия профориентированию (CIO)! Не могу поверить, что законопроект «по повышению успеваемости среди студентов» заслуживает такого названия!»

«Parcoursup» – шаг к пропасти?

На замену АРВ, показавшей полную непригодность, в начале 2017 учебного года правительство представило новую программу – «Parcoursup». Основное отличие от предыдущей — отсутствие классификации пожеланий (их осталось десять). В конце процедуры отбора абитуриенты смогут выбирать из полученных положительных ответов (о зачислении). Для первых в связке это очень удобно: они смогут накапливать положительные ответы и выбирать ВУЗ или факультет в последний момент. «Забронированные» таким образом места буду дольше неосвобождаться для менее успешных абитуриентов. «Пробок» не миновать…

На ту же тему

Образование как элемент мягкой силы

Во времена конфликтов наука и культура часто становятся жертвами манипуляции общественным мнением, осуществляемым враждующими сторонами. Поэтому любые инициативы, направленные на поддержку этих сфер деятельности, переходят за культурные и научные рамки, приобретая гуманитарное значение в самом широком смысле.

Читать полностью »

Манипулятивные алгоритмы интернета

В книге «Agora toxica» («Токсичная Агора») специалист по стратегиям дезинформации Стефани Лами показывает, как «негражданское общество» усиливает политическое влияние в сети, чтобы ослабить демократию и ограничить свободу. Автор призывает к изучению экономической модели общественных медиа и указывает на алгоритмы установления контактов – «сердце реактора». Интервью со Стефани Лами.

Читать полностью »

Посягательство правых на образование

Готовится ряд мер по исключению из школьных учебников критического инструментария. Цель этой кампании националистов заключается в том, чтобы помешать образованию просвещённых граждан. Во всём мире люди должны забыть о социальной борьбе за равенство.

Читать полностью »