LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

ФИАСКО APB – СИМПТОМ БОЛЕЗНИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Всё зашло так далеко, что в SNESUP даже задаются вопросом, не сделано ли это преднамеренно. «Жеребьёвка – это самое худшее, самое несправедливое, что может быть.

Шарлотта вполне заслужила полноценные летние каникулы. Ей 17 лет, и она закончила лицей имени Клода Моне в 13 округе Парижа, получив при среднем балле 15,2 отметку «хорошо». К сожалению, для неё, как и для других 65 000 юных выпускников, эти каникулы обещают оказаться самыми худшими за всю школьную жизнь. И вот почему: Шарлотта до сих пор не знает, чем она будет заниматься в новом учебном году.

Девушка не страдает нерешительностью. Она добросовестно ввела свои 18 вариантов, в порядке предпочтения, в систему АРВ (для набора выпускников средних школ в вузы): политология, экономика или юриспруденция… Затем алгоритм системы распределяет каждого из бакалавров согласно их преференциям и количеству свободных мест. Если в каких-то направлениях таких мест не хватает, то тогда те, кто получит возможность продолжать обучение по выбранному направлению и на выбранном факультете, определяются путем жеребьёвки. 8 июня, во время «первого тура» АРВ, Шарлотта осталась без распределения. 26 числа того же месяца, во втором туре, всё повторилось вновь: рядом с её именем продолжает стоять пометка «ожидается». Девушка в растерянности: «Это невозможно понять. Ничего не известно. Быть сороковым в листе ожидания на обучение, где имеется 140 мест на 1400 заявок, это хорошо или плохо? У тебя есть шанс или нет никакого?». Узнать это невозможно. С факультетом тоже непонятно: со всем множеством записавшихся и выбывших в соответствии с ответами вузов, всё становится непредсказуемым». Паника на борту!

Есть одно предложение: факультет в 40 километрах от её дома

Наконец, в третьем туре, ей предлагают записаться на факультет права в университете Эври. Это была последняя опция в её списке… Опция, которая в общем-то ей не подходит, так как факультет находится в 40 километрах от её дома, имеет дурную репутацию, да и право с самого начала было лишь выбором «за неимением лучшего». Среди тех 65 000 бакалавров, которым система АРВ не помогла, Шарлотта всё же находится в более выгодном положении. Жюльен, её отец, врач в государственной больнице, тоже преподаёт в университете: «Я начал поднимать свои связи, звонить декану юридического факультета… Приходится прибегать к блату, к знакомым. Вот и получается, что система, которую нам продали как средство для сглаживания неравенства, в конечном итоге, его только усиливает. Думаю, что простая женщина, которая работает в моём отделении санитаркой и которая ничего об этом не знает, предложи ей это для её сына, согласится». По мнению Жюльена, работающего в государственном университете, есть ещё один «патологический эффект»: «Мы просмотрели все частные вузы, хотя мы принципиально против этого…». В итоге, в сентябре Шарлотта пойдёт на подготовительные курсы политологии при Католическом институте Парижа, частном вузе.

Громкий скандал с АРВ разразился в средствах массовой информации именно в этом году. Но проблема существовала и в предыдущие годы, только не в таких масштабах. Главное, что все эти сложности были вполне предсказуемы уже давно, поскольку проистекают из простой демографической данности: с «беби-бумом 2000 года» каждый год мы получаем примерно на 40 000 студентов больше, чем в предыдущем выпуске. Пик же, предположительно, придётся на начало 2018-го учебного года. При этом не было разработано ни одного дополнительного средства, чтобы справиться с таким наплывом студентов. Напротив, с 2009 года, когда вышел Закон о свободе и ответственности университетов (ЗСОУ), который дал им финансовую автономию, дотации стоят на месте, тогда как состав учебных заведений увеличивается, а на их бюджеты давит инфляция. «Пятнадцать университетов были признаны Счётной палатой затратными лишь потому, что они решили распределить необходимые средства на свои цели», – напоминает сенатор-коммунист Брижит Гонтье-Морен, специалист по вопросам воспитания и высшего образования.

Восстановление французской университетской системы требует серьёзных инвестиционных усилий. Однако, государством предусмотрено обратное: 13 июля, накануне третьего тура АРВ, было объявлено резкое сокращение (на 331 миллион евро) бюджета высшего образования и научных исследований. При таком сознательно устроенном дефиците вопрос стоит не только о качестве приёма студентов. С точки зрения многих университетских работников, происходит настоящее потрясение образовательной и научной модели. Генеральный секретарь Национального профсоюза высшего образования (SNESUP) Эрве Кристофоль считает, что «государство, снимая с себя ответственность, создаёт университет для избранных и для всех прочих». С одной стороны, университеты, которые могут себе это позволить, имеют возможность принять решение о финансовом обеспечении качественного образования и научных исследований посредством очень высокой стоимости заявки на поступление. Уделом других, из-за нехватки средств, будет бесплатное высшее образование более низкого качества, на которое студенты будут отбираться на основе необходимых предварительных условий, а не их пожеланий и склонностей, чтобы поудачнее их распределить согласно свободным местам.

Эту идею о введении отбора на необходимых предварительных условиях недавно высказала госпожа министр Фредерик Видаль, констатировав провал АРВ. Что противоречит действующим принципам. «Введение подобн ого отбора затронет право доступа всех и каждого к продолжению обучения, которое зафиксировано в Кодексе об образовании!» – с возмущением говорит Брижит Готье-Морен. Госпожа Лоранс Де Кок, историк, ученый в области педагогических наук, также выражает озабоченность: «Идея демократизации высшего образования, когда каждому даётся возможность выбирать, а не пассивно принимать своё профессиональное будущее, больше не является координатой французской академической деятельности».

Всё зашло так далеко, что в SNESUP даже задаются вопросом, не сделано ли это преднамеренно. «Жеребьёвка – это самое худшее, самое несправедливое, что может быть. Кроме того, любой отбор по каким бы то ни было критериям всегда будет казаться улучшением», – с тревогой заявляет Эрве Кристофоль. Что касается Жюльена, отца Шарлотты, то он признаётся, что уже сталкивался с подобным механизмом в других государственных учреждениях: «Это стало частью порочных методов, к которым система обращается, когда не в состоянии осуществить свои задачи. Чтобы замаскировать дефицит, она создаёт политически презентабельный проект. То же самое происходит и в больнице. Они никогда не говорят, что собираются сократить пять ставок медсестёр в онкологическом отделении, они говорят, что создадут «объединяющий проект общего дневного стационара»… Покажут вам суперкрасивые помещения с фальшивым небом, нарисованным на потолке, скажут, что «это великолепно, что люди будут чувствовать себя, как в отеле», а в итоге просто уволят пять медсестёр». Невесёлое будущее вырисовывается у французских университетов.

На ту же тему

Образование как элемент мягкой силы

Во времена конфликтов наука и культура часто становятся жертвами манипуляции общественным мнением, осуществляемым враждующими сторонами. Поэтому любые инициативы, направленные на поддержку этих сфер деятельности, переходят за культурные и научные рамки, приобретая гуманитарное значение в самом широком смысле.

Читать полностью »

Манипулятивные алгоритмы интернета

В книге «Agora toxica» («Токсичная Агора») специалист по стратегиям дезинформации Стефани Лами показывает, как «негражданское общество» усиливает политическое влияние в сети, чтобы ослабить демократию и ограничить свободу. Автор призывает к изучению экономической модели общественных медиа и указывает на алгоритмы установления контактов – «сердце реактора». Интервью со Стефани Лами.

Читать полностью »

Посягательство правых на образование

Готовится ряд мер по исключению из школьных учебников критического инструментария. Цель этой кампании националистов заключается в том, чтобы помешать образованию просвещённых граждан. Во всём мире люди должны забыть о социальной борьбе за равенство.

Читать полностью »