LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

ТЫСЯЧА И ОДИН ОГОНЁК КУБИНСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

26 сентября 1960 года. Фидель Кастро направляется к трибуне Генеральной Ассамблеи ООН. В этот день он произнесёт символическую речь о судьбе своей страны, до сих пор относившейся к странам третьего мира, освобождённой из-под гнёта самой мощной мировой державы (США). Лидер молодой кубинской революции заявил тогда, что "Куба станет первой страной Америки, которая сможет сказать через несколько месяцев, что в ней не осталось ни одного неграмотного.

Гавана (Куба), специальный корреспондент

26 сентября 1960 года. Фидель Кастро направляется к трибуне Генеральной Ассамблеи ООН. В этот день он произнесёт символическую речь о судьбе своей страны, до сих пор относившейся к странам третьего мира, освобождённой из-под гнёта самой мощной мировой державы (США). Лидер молодой кубинской революции заявил тогда, что «Куба станет первой страной Америки, которая сможет сказать через несколько месяцев, что в ней не осталось ни одного неграмотного. Кубинский народ намерен начать большую войну с неграмотностью, поставив перед собой амбициозную цель-в течение следующего года научить чтению и письму все жителей, вплоть до самого последнего неграмотного», — объявил он.

Герильерос с победой вошли в Гавану 1 января 1959 года. Свергнув диктатуру Батисты, бывшего марионеткой Соединенных Штатов, под руководством которого «Большой остров» практически превратился в придаток Вашингтона, повстанцы были намерены изменить привычный ход вещей. Шестью годами ранее, при попытке штурма казарм Монкада, Фидель Кастро был арестован и осуждён. Произнося речь в свою защиту, написанную им самим и ставшую известной благодаря фразе: «История меня оправдает», Фидель, ещё даже не будучи главнокомандующим, выдвинул грозное обвинение против аннексионистской буржуазии, приведшей огромную часть населения Кубы на край пропасти нищеты и безграмотности. Он также обратился с искренним призывом создать новую Кубу, где образование для каждого стало бы условием всеобщего развития.

После победы революции барбудос (кубинские революционеры) сосредотачивают свои усилия на проведении аграрной реформы, в основе которой заложена идея о справедливом перераспределении земель. Национализация крупных монополий вызывает ярость у правительства Эйзенхауэра. Бывшие военные казармы превращаются в центры просвещения.

В марте 1959 года создаётся национальная комиссия по ликвидации неграмотности. По подсчётам, проведённым в период с ноября 1960 года по август 1961 года, на 6 миллионов общего населения Кубы насчитывалось около 1 миллиона неграмотных.

«В любом возрасте учить, в любом возрасте учиться»

В самом сердце Гаваны находится национальный Музей борьбы с неграмотностью. «Единственный в мире», — не без гордости уточняет Луиза Кампос, его директор. В лабиринте комнат здания, бывшего некогда одним из военных объектов страны, на стенах черно-белые снимки преподавателей-альтруистов соседствуют с фотографиями босоногих крестьян. «Не было ни возраста, чтобы учить, ни возраста, чтобы учиться», — заключает Луиза Кампос. — Первый призыв был адресован городским студентам. И, не взирая на трудности, они добровольно отправились в сельскую местность преподавать. Они жили вместе с крестьянами в одних и тех же условиях. Отсутствовало электричество. Не хватало еды. Но не смотря на трудности, они не прервали обучение, успевая одновременно помогать людям в их повседневных делах». Страна тогда превратилась в школу под открытым небом. В своё время, «отец отечества» Хосе Марти говорил, что «учитель — это живое письмо». Их будет около 270 тысяч добровольцев по всему архипелагу, из которых не более 34 тысяч человек профессионалов. Основной же контингент составляли студенты, учащиеся лицеев и даже простые школьники. Самому юному едва исполнилось 8 лет. «Все несовершеннолетние были обязаны получить разрешение от родителей. В 1961 году не переставала нарастать политика контрреволюционной агрессии», — вспоминает директор музея.

Организация американских государств (ОАГ), которая в 1962 году исключит Кубу из числа своих членов с целью её изоляции, поддержала тезис о том, что на «Большом острове» продолжается гражданская война, и на основании этого вмешательство во внутренние дела Кубы является настоятельной необходимостью. «Между 1959 и 1965 годами Куба переживает процесс структурной реформации. Политические силы, воплощающие в жизнь революционный проект, консолидируются. Это был сложный этап в жизни страны, когда нужно было противостоять контрреволюционным бандам, финансируемым ЦРУ и правительством Соединенных Штатов. И это послужило началом экономической блокады острова, разрывом связей между США и Кубой, и оказало влияние на экономику страны и на повседневную жизнь кубинцев», — объясняет Рене Гонсалес, директор Института истории Кубы.

15 апреля 1961 года начинается вооружённое вторжение США на территорию Кубы, сначала одобренное президентом Эйзенхауэром, годом ранее отдавшим приказ о наборе наёмников кубинского происхождения с целью свержения революции, а затем и президентом Джоном Кеннеди. Сначала самолёты бомбили авиабазы. А два дня спустя, бригада 2506, та самая, которую недавно приветствовал новый президент США Дональд Трамп, высадилась в заливе Свиней (Плайя-Хирон). За два дня армии повстанцев, в основном благодаря силам подоспевшей добровольной народной милиции, удалось помешать планам 1500 высадившихся интервентов. 19 апреля 1961 года иностранное вторжение было разгромлено. В числе убитых повстанцев были и 10 преподавателей-участников кампании по борьбе с неграмотностью. В ходе церемонии в честь погибших на Плайя-Хирон, был провозглашён социалистический характер кубинской революции. Невзирая на вмешательства, добровольцы-преподаватели продолжали свой труд, работая даже после наступления ночи, когда их «ученики» заканчивали свой трудовой день. «Фонарики, которые прислал нам Китай, стали символами борьбы с неграмотностью», — уточняет Луиза Кампос. -Имеется в виду свет образования, свет надежды, донесённый до самых последних уголков страны.» Люди даже очень преклонного возраста в свои 102 и даже 106 лет смогли научиться читать и писать. «Раньше я не чувствовал себя кубинцем», — признается позже один из них.

«Мы должны поставить себе цель-ликвидировать неграмотность в нашей стране. Как? Мобилизуя народ», — объявил Фидель Кастро. Кубинский метод обучения отныне распространился во многих странах.

22 декабря 1961 года на площади Революции, выступая перед огромной толпой собравшихся, Фидель Кастро объявил Кубу «территорией, свободной от неграмотности». «Это казалось невозможным… Наши враги, вероятно, смеялись над этим обещанием… Это было бы невозможной задачей для народа, находящегося под гнётом. Только народ, совершивший революцию, мог найти в себе силы и энергию, необходимые для того, чтобы воплотить в жизнь это грандиозное предложение… Народ, который на протяжении веков жил под гнётом, вначале испанского колониализма, затем империалистического. Народ, который жил на протяжении веков в эксплуатации и невежестве. Маленький народ на расстоянии всего 90 миль от самой реакционной и самой могущественной империалистической метрополии в мире», — обратился Фидель к толпе. Тогда же в своём выступлении Фидель Кастро объявил, что после кампании по ликвидации неграмотности, следующей целью революции станет универсализация и демократизация образования.

После объявления о смерти главнокомандующего 25 ноября 2016 со всех концов планеты на Кубу поступали соболезнования от глав государств. В своей речи, посвящённой памяти Фиделя Кастро, генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун отдал должное «легендарной личности Фиделя Кастро», а также достижениям Кубы в области «образования, охраны здоровья и ликвидации неграмотности». Кубинский метод обучения «Yo si puedo» («я тоже могу»), которому было присуждено множество премий, получил широкое распространение на Гаити, в Боливии, Венесуэле, в Новой Зеландии, Мексике, Анголе, в Никарагуа, Восточном Тиморе…

На ту же тему

Образование как элемент мягкой силы

Во времена конфликтов наука и культура часто становятся жертвами манипуляции общественным мнением, осуществляемым враждующими сторонами. Поэтому любые инициативы, направленные на поддержку этих сфер деятельности, переходят за культурные и научные рамки, приобретая гуманитарное значение в самом широком смысле.

Читать полностью »

Манипулятивные алгоритмы интернета

В книге «Agora toxica» («Токсичная Агора») специалист по стратегиям дезинформации Стефани Лами показывает, как «негражданское общество» усиливает политическое влияние в сети, чтобы ослабить демократию и ограничить свободу. Автор призывает к изучению экономической модели общественных медиа и указывает на алгоритмы установления контактов – «сердце реактора». Интервью со Стефани Лами.

Читать полностью »

Посягательство правых на образование

Готовится ряд мер по исключению из школьных учебников критического инструментария. Цель этой кампании националистов заключается в том, чтобы помешать образованию просвещённых граждан. Во всём мире люди должны забыть о социальной борьбе за равенство.

Читать полностью »