LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Расследование аварии на химзаводе: обыск, пока не уничтожили все доказательства.

ВКТ направил в Министерство труда и региональную префектуру несколько письменных предупреждений о рисках возникновения катастрофы уровня AZF в департаменте Сена Приморская, о пробелах в нормативном законодательстве и нехватке юридических кадровых ресурсов в трудовой инспекции.

Жеральд Ле Кор, заведующий сектором охраны здоровья в отделении ВКТ в департаменте Сена Приморская, говорит о рисках, которым подвергаются жители загрязнённых районов, указывает на медлительность судебного следствия и разоблачает сговор правительства и предпринимателей.

Спустя почти две недели после пожара на заводе «Lubrizol» появились первые результаты независимого расследования, которое проводит ВКТ вместе с представителями рабочего коллектива. Информация, полученная в ходе бесед с пожарными, субподрядчиками, поставщиками и местными жителями, хорошо знающими промышленную зону Руана, позволила пролить свет на некоторые факты, которые префектура, DREAL (Региональное управление по вопросам окружающей среды, благоустройства и жилищного строительства) и дирекция завода хотели бы скрыть. Впрочем, многие обстоятельства произошедшего по-прежнему остаются в тени.

Наш корреспондент встретился с Жеральдом Ле Кором и попросил его ответить на несколько вопросов.

Эрик Серр: Как вы объясните тот факт, что практически каждый день появляются новые сведения, связанные с этой промышленной катастрофой, хотя власти утверждают, что ничего не скрывают?

Жеральд ле Кор: Я бы сказал, что неожиданные разоблачения продолжаются до сих пор. Например, недавно мы обнаружили, что выехавшим на тушение пожарным не дали необходимого оснащения: у них не было масок, защищающих от химического отравления, не было защиты от ядовитых испарений асбеста, не хватало баллонов для индивидуальных респираторов (ARI). У пожарных не было даже водонепроницаемых сапог! Но и это ещё не всё. Сколько прошло времени до того, как было установлено, что охваченная огнём крыша (а это тысячи квадратных метров) состоит из асбестсодержащего материала, и дым от него крайне токсичен? Ещё вчера мы сообщили, что префектура недооценивает риски, связанные с асбестом. Правительство предпочитает игнорировать предупреждения ANSES (Национального агентства по продовольствию, охране окружающей среды, гигиене и безопасности труда) об опасности, которую представляют короткие волокна асбеста для здоровья человека. Я уже не говорю о том, что власти почти ничего не делают для обнаружения опасных для населения загрязнителей. Когда в воздухе были найдены канцерогенные вещества (полициклические ароматические углеводороды), никто не занялся даже простым изучением этой проблемы.

Э.С.: Но и это ещё не всё?

Ж.К.: Да, мы узнали, что компания «Normandie Logistique»,[i] находящаяся под управлением представителя MEDEF (объединение французских предпринимателей) в портовой зоне Руана, имеет крупный склад опасной химической продукции, произведённой на заводе «Lubrizol». Мы также обнаружили, что во время пожара были нарушены нормативные требования, касающиеся предоставления доступа на территорию предприятия внешним организациям, что поставило под угрозу здоровье рабочих. При этом до сих пор не ясно, насколько велика будет зона загрязнения воздуха асбестовым углеводородом. Наконец, нам известно, что частные наниматели требуют от работников за свой счёт брать больничные или выходить на неполный рабочий день, тогда как, согласно правилу «кто загрязнил, тот и платит», все неявки на работу должна компенсировать компания «Lubrizol», а не простые работники. То же самое происходит и с госслужащими: министерство образования отказало предоставить учителям оплачиваемый отпуск.

Э.С.: Но местные и государственные власти продолжают уверять нас, что всё в порядке…

Ж.К.: Проводились скандальные сравнения зон, загрязнённость которых Аньез Бюзен (министр здравоохранения) в конце концов признала, и контрольных зон, в которых до пожара наблюдались следы загрязнения. Независимые учёные, с которыми мы работаем, описывают ситуацию следующим образом: «Судя по данным измерения концентрации токсичных веществ до и после пожара  на заводе «Lubrizol», заявление местной префектуры о том, что показатели после инцидента неопасны и близки к норме, равносильно заявлению, что промышленная портовая зона Фо-Сюр-Мэр (которая считается одной из самых загрязнённых в Европе) – это просто экологический заповедник во Франции!»

Э.С.: Есть мнение, что руководство завода всегда пренебрегало нормативами и делало это с молчаливого согласия властей. Это действительно так?

Ж.К.: Из докладов DREAL, опубликованных в рамках независимого расследования, видно, что «Lubrizol» неоднократно нарушал предписания Экологического кодекса. За утечку токсичного газа меркаптана в 2013 году предприятие оштрафовали на смешную сумму в 4 000 евро, что тоже наводит на размышления. Давайте посмотрим, чем занято правительство Макрона? Оно подписывает законы, которые снижают нормативные требования. Это касается изменений Трудового кодекса, связанных с ликвидацией CHSCT (комитет по санитарии, безопасности и условиям труда), и законов по охране природы. Всё делается на благо предпринимателей. Когда «Lubrizol», транснациональная компания, принадлежащая Уоррену Баффетту (занимает четвёртое место в списке самых богатых людей мира), запрашивает у префектуры разрешение на открытие дополнительного склада, ему сразу же идут навстречу, даже не изучив возможные риски. Это безумие!

Э.С.: Чего вы больше всего опасаетесь в этом деле?

Ж.К.: Того, что судебное следствие так и не установит истинные причины пожара, потому что доказательства и улики будут ликвидированы. Судебные власти до сих пор ничего не сделали для того, чтобы помешать виновникам произошедшего и их сообщникам «замести следы», оставшиеся на месте преступления. Как иначе можно объяснить тот факт, что суд не вынес постановления о немедленном обыске, зная, что 18 лет назад, после взрыва на заводе AZF, криминалистов, по их же собственному признанию, обвели вокруг пальца владельцы компании «Total», а суд потратил 9 лет на то, чтобы получить заказанные «Total» результаты экспертизы по установлению причины взрыва? Необходимо провести обыски в «Lubrizol», «Normandie Logistique», DREAL и даже в префектуре Руана, чтобы проверить все документы и цифровые носители, пока доказательства не уничтожили.

Э.С.: Что, по вашему мнению, нужно для того, чтобы во всём разобраться?

Ж.К.: С момента совершения этого промышленного преступления, в котором виновны как минимум руководство «Lubrizol» и «Normandie Logistique» и последствием которого станет, вероятно, увеличение риска раковых заболеваний, прошло двенадцать дней, а прокурор Республики, которому поручено вести это дело, по непонятным причинам до сих пор молчит! Как тут не вспомнить пресс-конференцию прокурора, ведущего дело об убийстве четырёх парижских полицейских, который спустя 48 часов после страшного события уже мог сообщить важную информацию, добытую судебными следователями, вплоть до того, сколько sms-сообщений отправил убийца. Граждане, проживающие в зоне загрязнения от пожара, рискуют умереть от рака, но не сейчас, а через 10, 20, 30 лет. Эти заболевания могут остаться без внимания, если не провести независимую экспертизу. Нам нужна экспертная группа исследователей и учёных, не зависящих от предпринимательского лобби и не боящихся давления со стороны государства. Правительство обязано подписать соглашение о работе группы, а «Lubrizol» — выделить для её работы средства.

Э.С.: И последний вопрос: не думаете ли вы, что, несмотря на опыт, который должен быть извлечён в связи с катастрофой на заводе «Lubrizol», в дальнейшем в стране будет ещё больше проблем, связанных с здравоохранением и защитой окружающей среды?

Ж.К.: ВКТ направил в Министерство труда и региональную префектуру несколько письменных предупреждений о рисках возникновения катастрофы уровня AZF в департаменте Сена Приморская, о пробелах в нормативном законодательстве и нехватке юридических кадровых ресурсов в трудовой инспекции. Конечно, префектура уже не раз объявляла о том, что усилит контроль, но никаких практических мер за этими обещаниями не последовало. Сейчас правительство разрабатывает новые проекты. Оно планирует внести изменения в трудовой кодекс и смягчить ряд требований к нанимателям во всём, что касается охраны здоровья работников на производстве. Есть проект и по окружающей среде: достаточно вспомнить красноречивое название доклада, представленного премьер-министру 23 сентября этого года («Пять строек, которые упростят и ускорят работу промышленных предприятий»). Кажется, у жителей Франции есть все причины опасаться, что в ближайшем будущем катастрофы уровня AZF или «Lubrizol» повторятся.

[i] Логистическая компания, доставлявшая на химический завод компоненты. Помещения этой компании расположены непосредственно рядом со складами завода. По версии представителей завода «Lubrizol», пожар начался именно на складах этой компании. Руководство «Normandie Logistique» говорит обратное, переводя вину на сотрудников завода. – прим ред.

На ту же тему

Новая вспышка птичьего гриппа

В конце ноября впервые был обнаружен первый очаг птичьего гриппа на ферме со 160 000 курами-несушками в департаменте Нор. Для предотвращения распространения H5N1 уничтожили поголовье в 650 000 птиц. Вакцинация животных может спасти положение. Но тогда нельзя будет торговать на экспорт. А главы компаний-производителей не готовы работать на французский рынок.

Читать полностью »

20 % французов мёрзнут у себя дома

Для миллионов семей отопление стоит слишком дорого. Кто-то включает отопление, только если температура в спальне падает ниже 14 градусов. Другим приходится выбирать между едой и оплатой электроэнергии.

Читать полностью »