Педагоги у доски вычисляют будущую пенсию по формулам

Учителя стали первыми жертвами пенсионной реформы, предложенной правительством, которая грозит ухудшить их и без того непростые условия труда. Поэтому вполне вероятно, что 5 декабря в колоннах протестующих будет немало сотрудников учебных заведений.
Учителя стали первыми жертвами пенсионной реформы, предложенной правительством, которая грозит ухудшить их и без того непростые условия труда. Поэтому вполне вероятно, что 5 декабря в колоннах протестующих будет немало сотрудников учебных заведений.

Учителя стали первыми жертвами пенсионной реформы, предложенной правительством, которая грозит ухудшить их и без того непростые условия труда. Поэтому вполне вероятно, что 5 декабря в колоннах протестующих будет немало сотрудников учебных заведений.

«Забудем прошлое, начнём с нуля. Общественный договор с правилами по умолчанию, на протяжении многих десятилетий определявший отношения в государственной системе образования (…), не соответствует современным условиям», – этими категоричными фразами, произнесёнными в городе Родез (департамент Аверон) 3 октября 2019 года, Эммануль Макрон приоткрыл завесу тайны над тем, что ждёт педагогов после пенсионной реформы. Ранее верховный комиссар по пенсиям Жан-Поль Делевуа уже сообщил, что если не будут приняты специальные меры, то учителя рискуют пострадать от введения балльного порядка пенсионного обеспечения больше, чем представители других профессий. Выступая в Родезе, тот самый президент, чья программа, представленная перед президентскими выборами 2017 года была озаглавлена «Революция». Сейчас он заявил, что в отношении преподавателей ещё ничего не решено.

Говоря, как это ему свойственно, короткими фразами, чтобы якобы быть ближе к народу, Эммануэль Макрон так резюмировал содержание того самого «общественного договора», который он собирается отменить: «Это означает, что вы получаете небольшую зарплату, не имеете возможности сделать карьеру (…), зато у вас большие отпуска и вы получаете более высокую пенсию, чем многие другие, потому что она основана на зарплате за последние полгода». Таков, в сущности, почти полный список привилегий, которых учителя могут лишиться в результате реформы Делевуа, если она будет проведена в том виде, в котором планируется сегодня, то есть, если будущие пенсии нынешних педагогов резко уменьшатся.

Главная угроза исходит от предложения рассчитывать размер пенсии на основе зарплаты за всё время работы, а не за последние полгода. Зарплаты преподавателей во Франции невысоки. По данным министерства образования, воспитатель детского сада или учитель начальной школы получает в среднем 2 200 евро в месяц (не имеющий категории – 1 600 евро); учитель в классах среднего звена, имеющий профессиональный сертификат, зарабатывает 2 500 евро в месяц (его коллега без сертификата – 1 700 евро); преподаватель с учёной степенью получает в среднем 3 400 евро. По информации института статистики «Insee», их зарплаты на 25 % ниже, чем заработки сотрудников других бюджетных организаций. Более того, по данным ОЭСР, которую трудно заподозрить в сговоре с французскими профсоюзами, во Франции оплата труда преподавателя в пересчёте на одного ученика почти на треть ниже, чем в других странах ОЭСР!

Сегодня педагоги получают достойную пенсию благодаря тому, что для её начисления используется зарплата за последние 6 месяцев работы (а не за 25 самых высокооплачиваемых лет, как у всех остальных, и не за 10 лет, как было до реформы 1993 года). Так что на размер пенсии не влияют ни низкая зарплата в первые годы работы, ни перерывы в трудовом стаже, ни периоды преподавания на неполную ставку. Есть важный отрицательный аспект: доплаты, которые не учитываются сегодня, в балльной системе будут приниматься во внимание. Ведь у некоторых категорий бюджетников доля доплат достигает 30 % от общего объёма зарплаты, а у учителей она не превышает 6–8 %, так что за счёт этих выплат увеличить размер пенсий явно не удастся.

Результаты разного рода уловок обжалованию не подлежат. Больше всех пострадают от нововведений воспитатели и учителя начальных классов, потому что их недельная нагрузка (учитываются только официальные часы, а не реально отработанное время, которое на самом деле значительно больше…) почти не позволяет им вести дополнительные занятия и получать доплаты за другие виды деятельности. По оценке профсоюза школьных преподавателей «Snuipp-FSU», пенсии различных категорий этих педагогических работников снизятся на 400–900 евро в месяц. Что же касается их коллег, преподающих в классах среднего и старшего звена, то эксперты другого преподавательского профсоюза «Snes-FSU» полагают, что уменьшение пенсий, также зависящее от профессионального статуса и регалий, составит от 275 до 525 евро. Иными словами, продолжая работать так же и столько же, все учителя потеряют от 14 % до 32 % пенсии. Какие работники с университетскими дипломами потерпят такие посягательства, при том что их пенсии порой едва дотягивают до 1 300 евро?

Последствия могут оказаться ещё более драматическими. Некоторые оценки профсоюзных экспертов не учитывают целый ряд факторов, которые отразятся на благосостоянии значительной части населения и приведут к ущемлению прав этих людей. В своём заявлении правительство обращает особое внимание на так называемые «особые режимы пенсионного обеспечения» (которыми пользуются менее 3 % работников) и пытается внушить людям, что главная цель реформы – достижение равенства. А между тем для учителей ситуация грозит обернуться прямой его противоположностью. Большинство педагогов составляют женщины, что само по себе является важнейшим элементом неравенства. Им приходится делать перерывы в карьере (отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребёнком), работать на неполную ставку, реже выполнять дополнительно оплачиваемую работу. Всё это порождает неравенство в зарплатах между мужчинами и женщинами не в пользу последних…

Между тем реформа фактически устранит те механизмы, которые направлены на исправление, пусть и неполное, этих диспропорций при наступлении пенсионного возраста. Предлагается отменить доплаты многодетным матерям (имеющим троих и более детей), дополнительные квартальные отчисления за каждого ребёнка (в течение четырёх кварталов – за каждого ребёнка, рождённого до 2004 года, и двух кварталов – за ребёнка, рождённого позже), не учитывать отпуска по уходу за ребёнком и время работы на неполную ставку как полноценные страховые периоды и т. п. Взамен будет принята всего одна мера: увеличение на 5 % за каждого ребёнка пенсии матери или, чего раньше не было, отца…

С точки зрения педагогов, последствия пенсионной реформы будут двухступенчатыми. И дело не в создании привилегированных условий, вопреки тому, что говорит Жан-Мишель Бланке, который обратился к объединению преподавателей в составе профсоюза ФДКТ (единственный профсоюз, не призвавший к участию в забастовке 5 декабря), пообещав приложить все усилия к тому, «чтобы введение единой системы пенсионного обеспечения сопровождалось пересмотром заработной платы». Этот пересмотр должен обеспечить учителям пенсионные выплаты, размер которых близок к доходам других работников бюджетной сферы аналогичного уровня. Правда то, о чём умолчал министр образования, было сказано Эммануэлем Макроном во время выступления в Родезе: «Нужно пересмотреть трудовой путь работника во всех его аспектах». Иначе говоря, если оплата труда будет пересмотрена, чтобы компенсировать предполагаемое резкое уменьшение пенсий, то «будут изменены также нормы рабочего времени и трудовые отношения». Всё понятно: власть имеет в виду отпуска – эту самую пресловутую привилегию. Указ, принятый этим летом, о котором мало говорили, уже закрепил возможность назначать обязательные курсы повышения квалификации на время отпусков. Между тем, по данным министерства образования, учителя уже сегодня ежегодно посвящают в среднем 18 дней из своего отпуска… работе.

Наряду с вопросом об отпусках, на «брифинге» во вторник, куда были приглашены лишь избранные журналисты, министр образования обозначил ещё несколько «направлений». Глобальных перемен не будет, пересмотру подвергнутся только доплаты за отдельные виды деятельности. Например, доплата за работу с проблемными учениками, которая будет назначаться за достигнутые результаты. Будет пересмотрен также статус директора начальной школы: его планируется скорректировать и ввести иерархический статус, неприемлемый в коллективе учителей.

На первый взгляд, все эти меры могли бы привести к установлению адекватного уровня пенсий, однако на самом деле их принятие только усугубит неравенство и даст возможность управлять педагогическими карьерами «в зависимости от человека» (и от его сговорчивости). Следовательно, правительство прибегает к настоящему шантажу: либо педагоги согласятся на полный пересмотр их работы и профессионального пути, либо их ждёт значительное снижение будущих пенсий. Есть все основания полагать, что многие учителя выйдут 5 декабря на улицы и заявят о том, что оба варианта хуже.

Опубликовано 28/11/2019

На ту же тему

План восстановления ЕС и двойная игра Меркель
Стратегия SANOFI: 4 миллиарда евро на дивиденды...
Обещания вернуть производство во Францию уже забыты
План восстановления экономики после COVID-19: Европейская солидарность...