Чёрная пятница. Бешеная гонка заказа на «Amazon» начинается с одного клика

На отрезке пути от покупки до доставки посылка, заказанная на интернет-портале, проходит через десятки рук и множество транспортных средств. Виртуальное, на первый взгляд, действие влечёт за собой вполне реальные социальные и экологические последствия.
Сколько газов нужно выбросить в атмосферу нужно для того, чтобы доставить один свитер? «Чёрная пятница» на Amazon: обратная сторона праздника потребления.

На отрезке пути от покупки до доставки посылка, заказанная на интернет-портале, проходит через десятки рук и множество транспортных средств. Виртуальное, на первый взгляд, действие влечёт за собой вполне реальные социальные и экологические последствия.

Он кажется совершенно безобидным, этот щелчок мышкой по кнопке «подтвердить заказ». К тому же это очень удобно: доставка в течение 24 часов, первый месяц пробного пользования «Amazon Prime» предоставляется бесплатно… Так почему бы не воспользоваться скидками: 40 % – на телефон, 60 % – на модный свитерок по случаю Чёрной пятницы. А какое изобилие! Ежегодно человек покупает порядка 70 предметов одежды. Чтобы вы понимали, что за этим стоит, мы расскажем о том, какой путь проходит заказ от его подтверждения в Интернете до доставки.

Существует большая вероятность того, что товар, купленный на «Amazon», оплачивается не во Франции. В связи с этим более половины оборотных средств, получаемых «Amazon» на территории страны, здесь не декларируется (такая информация содержится в недавнем отчёте организации «Attac»). Если товар находится на складе, то он может быть доставлен в течение 1-2 суток. «Amazon» использует совокупность алгоритмов для того, чтобы знать наперёд, какие товары из тех 15 миллиардов позиций, ежегодно продающихся на этой интернет-платформе, нужно завозить на местные склады. Каждый сантиметр складских помещений, общей площадью 23 квадратных километра, используется с максимальной отдачей. «Мы раскладываем товары на складе вперемежку, поэтому, как только один из них продаётся, можно использовать освободившееся место для размещения другого, – рассказывает Жюли Валет, глава пиар-службы «Amazon Logistique». – Со временем те товары, которые заказывают особенно часто, перемещаются ближе к центру стеллажей в места большей доступности. Те же, которые покупают редко, оказываются на верхних полках. Мы используем устройства, позволяющие определить местоположение товара по его штрих-коду. Но иногда придумываем другие способы. Например, мы знаем, что книга, недавно получившая Гонкуровскую премию, разойдётся очень быстро, и ставим полки для размещения тиража в доступном месте».

В 2018 году двадцать один миллион французов сделали заказы на «Amazon». Так что работникам складов скучать не приходится. В течение двух месяцев, включая Чёрную пятницу, Рождество и Новый год, у них объявляется едва ли не всеобщая трудовая повинность. На жаргоне сотрудников «Amazon» это застенчиво окрестили «периодом крупных операций». Если работник согласится вкалывать как минимум две недели подряд (с понедельника по субботу включительно) и за этот период ни разу не опоздает и не получит замечаний, то он может рассчитывать на премию в 150 евро «грязными». Каждые восемь часов на парковки перед складами подъезжают автобусы и высаживают временных работников, готовых батрачить чуть ли не за спасибо в надежде когда-нибудь получить постоянную работу в компании Джеффа Безоса (бизнесмена, по размеру состояния занимающего второе место в мире). «На объекте в Ловен-Планке (департамент Север) трудятся 3 000 временных работников и 2 000 постоянных. А в город Саран, недалеко от Орлеана, автобусы привозят временных сотрудников из Вьерзона. За ними приходится ездить всё дальше и дальше», – отмечает Ален Жо, представитель ВКТ в компании «Amazon». В этот период работник не имеет права взять отпуск, устроить забастовку ещё сложнее. По данным ВКТ, в конце этой недели на складах в Ловен-Планке и Монтелимаре побывали сотрудники службы безопасности, которые дали людям понять, что те не должны отказываться от работы ни в Чёрную пятницу, ни 5 декабря (день акции протеста против пенсионной реформы.

А между тем заказ продолжает свой путь. Находясь на складе, он проходит через десяток рук, потому что разделение труда доведено здесь до предела. Одни работники наводят порядок на стеллажах в соответствии со специальными алгоритмами, другие заняты подсчётом и проверкой товаров. «Это самые завидные места, потому что работать здесь легче, чем где-либо, – говорит Ален Жо. – На них попадают обычно только по знакомству с менеджером». Кроме того, есть сотрудники, задача которых состоит в том, чтобы проходить между стеллажами, собирая только что купленные товары, и отдавать их коллегам, комплектующим посылки. После того как товар уложен в коробку и на неё наклеена этикетка с адресом покупателя, его отправляют на отгрузочный терминал. Там другие работники выгружают товар из 4 500 ежедневно подъезжающих сюда больших и малых грузовиков, и складируют.

Показатели травматизма на складах в последнее время снизились. Но в этой бочке мёда не обходится без ложки дёгтя. Принцип «safety first» («безопасность прежде всего»), который охотно повторяют на английском языке молодые менеджеры на складах, выпускники частных учебных заведений в сфере коммерции, привёл к ужесточению контроля за рабочими со стороны руководства «Amazon». «Если на видеокамеру попадёт сотрудник, который спускается по лестнице, не держась за поручень, его могут вызвать на предварительную беседу, за которой нередко следуют санкции, – рассказывает Жюльен, работник склада в Ловен-Планке. – Чтобы не допустить несчастных случаев, за нами наблюдают, нас контролируют». К видеонаблюдению и хронометражу на каждом шагу (ведь на складах «Amazon» повсюду действует геолокация) плюсуется доносительство. «Вводится всё больше дисциплинарных взысканий. Некоторые работники доносят на своих коллег, если видят, например, как двое из них разговаривают между собой, выкладывая товары на полки, – говорит Ален Жо. – Так они надеются выслужиться, чтобы получить назначение на менее тяжёлую работу».

Для того чтобы обеспечить обещанную клиентам «Amazon Prime» доставку товаров в течение 24 часов (иногда даже по воскресеньям), компания активно использует воздушный транспорт (по данным «Attac», за год его доля в перевозках выросла на 29 %), для чего арендует несколько десятков «Боингов». «Это не относится к Европе,- утверждают представители транснациональной компании, – так как на Старом континенте используется в основном водный и автомобильный транспорт». «Amazon» – первая в мире компания, которая не только взяла на себя обязательство соблюдать Парижские соглашения по климату, но и намерена делать это с десятилетним опережением графика, – рассказывает Жюли Валет. – Мы уже заказали 100 000 электромобилей и подтвердили готовность вложить 100 миллионов долларов в восстановление лесов и т. п. Конечно, всегда можно сделать что-то большее, но мы уже реагируем на необходимости нашего мира».

Из шести крупных распределительных центров во Франции заказы отправляются на пункты сортировки, принадлежащие либо компании «Amazon», либо её партнёрам («La Poste» или DHL)… Там товары распределяются по географическим зонам. «Затем операторы на местах, «специалисты по последнему километру», доставляют заказ клиенту домой, в почтомат, или в один из пунктов выдачи, которые находятся в различных уголках Франции, прежде всего – в крупных городах, – продолжает Жюли Валет. – На одном грузовике, при условии оптимизации его маршрута, можно доставить товары 120 клиентам, находящимся на расстоянии в среднем порядка 600 метров друг от друга. При индивидуальной доставке дистанции были бы намного длиннее».

По мнению заместителя мэра Парижа по градостроительству Жана-Луи Миссика, одного из тех, кто в минувшее воскресенье поставил свою подпись под открытым письмом в газету «Le Monde» с призывом облагать налогами покупки на Amazon, на этой неделе Чёрная пятница создаст немало проблем в таких городах как Париж, где количество доставок увеличится в 10 раз и достигнет 2,5 миллионов в день. Если прибавить к этому заказы компаний типа «Uber Eats» или «Deliveroo», то цифра существенно увеличится. Исследование, проведённое в Нью-Йорке, показало, что в 2018 году автомобили курьеров совершили 471 000 нарушений правил стоянки, из-за них существенно снижается средняя скорость на крупнейших городских автомагистралях и увеличивается объём вредных выбросов в атмосферу.

Перегрузки, загрязнённость, нестабильность… Существенную часть доставок на дом к клиенту осуществляет почта и её отделения, однако сегодня активно развивается своеобразная форма юберизации, которая хорошо показана в последнем фильме Кена Лоуча «Извините, мы вас не застали». У дверей местных служб доставки целые вереницы частных грузовиков, порой арендованных индивидуальными предпринимателями на весь день, ждут заказов, чтобы как можно быстрее доставить их клиентам.

Они постучатся к вам в дверь не позднее, чем через сутки, чтобы отдать тот свитерок, который вам так приглянулся. А если он не подойдёт, что ж, ничего страшного. Другие курьеры заберут его и вернут обратно, например, в Чехию, где он попадёт в руки таких же сотрудников «Amazon». Они заново упакуют его и отправят в очередное путешествие по известному маршруту: транспорт, загрязнение окружающей среды и незаметная, на первый взгляд, нестабильная занятость.

Опубликовано 29/11/2019

На ту же тему

План восстановления ЕС и двойная игра Меркель
Стратегия SANOFI: 4 миллиарда евро на дивиденды...
Обещания вернуть производство во Францию уже забыты
План восстановления экономики после COVID-19: Европейская солидарность...