Методы борьбы, структура, требования… По мнению историка Софи Ваниш, сформировавшееся год назад общественное движение опирается на фундаментальные основы Великой французской революции. Она согласилась ответить на вопросы нашего корреспондента.
Софи Ваниш – историк, директор по научной работе Национального центра научных исследований, специалист по Великой французской революции.
Марион д’Аллар: Как выглядит движение «жёлтых жилетов» с точки зрения историка, специалиста по Великой французской революции?
СофиВаниш: Мой подход к анализу исторических событийоснован на их рассмотрении во взаимосвязи прошлого и настоящего, в соотношении того, что я наблюдаю сегодня, с тем, что мне известно о Великой французской революции. Нам посчастливилось жить в оченьинтересные времена. Французской революции предшествовал период, когда небогатое третье сословие и буржуазия объединились с парламентариями, представителями так называемого дворянства мантии, называвшими себя выразителями народных интересов, а на деле защищавшими аристократию. При помощи хитрых уловок эти дворяне использовали в своей борьбе с абсолютизмом устремления третьего сословия, уставшего от монархического произвола и неравенства. На мой взгляд, то же самое произошло в момент избрания Эммануэля Макрона. Позиционируя себя как политика, непринадлежащего ни к правым, ни к левым, заявляя о своём намерении провести революционные преобразования в стране, чтобы вернуть её на правильный путь, и выдвигая на передний план фигуры, не принадлежащие к традиционным политическим кругам, Эммануэль Макрон использовал распространённое в обществе стремление кпеременам во власти и политике, создав себе репутацию защитника гражданского общества. Благодаря движению «жёлтых жилетов» люди, которые идентифицируют себя с революционно настроенными массами, показали, что они совсем не наивные простаки. Они дали понять, что никакого союза народа и власти нет. Этим и объясняются перемены в настроениях макроновского электората на выборах в Европарламент. Они произошли ещё до 1-го акта протестных выступлений и были обусловлены отменой налога на имущество, налогообложением пенсионных выплат, отказом государства от выполнения ряда обязательств в сфере образования и здравоохранения и первыми сообщениями о готовящейся пенсионной реформе. Всё это подорвало благосостояние простого народа и разрушило миф о возможностисоциального прогресса.
М.Д.: Есть ли революционный потенциал у этих людей?
С.В.: Речь идёт о более фундаментальном явлении. Благодаря «жёлтым жилетам» происходит становление общественной формации, которая осознаёт свои особенности и автономность и понимает, что, если невозможно добиться того, чтобы её интересы были представлены должным образом, то необходимо искать другие способы заявить о себе. Именно такой исторический момент мы переживаем сегодня. «Жёлтые жилеты» подняли на поверхность социальную силу, способную не только заявить о себе, но и вести диалог. Правда,их попытки сблизиться с профсоюзами до сих пор не имели успеха,поскольку последние повесили на «жёлтых жилетов» ярлык ультраправых. Но это не означает, что альянс между ними в принципе невозможен, ведь обеими сторонами движут одни и те же устремления: вырваться из неолиберального режима выживания и достичь лучшей жизни, в которой все человеческие достоинства и таланты могли бы раскрыться в полной мере. Это очень важный момент, хотя он не содержит в себе гарантий на будущее.
М.Д.: Перечни насущных проблем, использование публичного пространства, требование провести референдум по гражданской инициативе… Каким образом «жёлтые жилеты» смогли воспринять то, что вы называете «доступным мифом» о Великой французской революции?
С.В.: Ссылки на Великую французскую революцию мелькают в высказываниях некоторых «жёлтых жилетов» или, например, в такой надписи на стене: «Нам не нужен май 68-го, мы хотим 1793 год!» Но чаще всего революционная история выглядит в их риторике неким монументальным символом, придающим сил. И реже на ней строятся конструктивные выводы. «Жёлтые жилеты», позиционирующие себя как наследники революции, не имеют отношения к истории рабочего движения, члены которого предпочитают проводить другие исторические параллели (например, с Парижской коммуной). Конечно, они не всегда выдвигают для этого основательные доводы, однако доказывают, что история революций по-прежнему показывает путь к освобождению. Не в обиду Соралю, который рассуждает о Великой французской революции, речь идёт не только о Франции, но и о понятии некоего всеобщего права.На самом деле люди обращаются к истории Великой французской революции в различных её аспектах, как с точки зрения народной культуры, так и с исторических позиций, и по-своему трактуют события, сверяя свои выводы с общественной жизнью. Становление движения «жёлтых жилетов» само по себе связано с историей революций. Память об этой истории, которая уже приобрела мифологическую окраску, позволяет им выстоять. Сейчас надо сделать так, чтобы история стала основой для просвещения и размышлений более острого, критического характера. Сегодня,например, в перечне насущных проблем за одними и теми же словами скрываются другие реалии. Раньше эти требования передавались при помощи особой структуры — Генеральных штатов. Теперь этим занимаются мэрии городов. Следует всё же отметить, что «жёлтые жилеты» никогда не придавали спискам жалоб, составляемых при мэриях, принципиального значения. В сущности, они были нужны лишь для того, чтобы чётко сформулировать общественные ожидания. Поэтому требование о проведении референдума по гражданской инициативе получило большой резонанс: людям кажется, что это даст им подлинную возможность обрести власть. Перечень насущных проблем выглядит именно как список жалоб, а не как конструктивная критика.
М.Д.: Движение «жёлтых жилетов» отличается отсутствием чёткого лидера. Может ли столь массовое народное движение обходиться без представителя?
С.В.: Да, конечно. Это противоположность популизма, диктатуры. И очень хорошо, что движению не нужен глашатай. Лидер – это своего рода монарх, который якобы выступает от имени народа. Именно за это «жёлтые жилеты» и упрекают режим Макрона. Люди хотят быть причастными к происходящему, создать такую структуру, которая позволила бы им установить адекватное соотношение сил, высказывать своё мнение о законах. Как раз на это и направлено требование о проведении референдума по гражданской инициативе. И в этом отношении «жёлтые жилеты» очень близки к французским революционерам, которые также настаивали на введении народного контроля.
М.Д.: Какова возможность политического решения вопроса в этих условиях?
С.В.: Чтобы достичь такого соотношения сил, нужно заключать хорошо продуманные союзы, способные противостоять действующей власти, и привлекать к участию в них все, даже небольшие, объединения. Главной целью должно стать получение большого количества мест в Национальной ассамблее. В период Старого порядка были созваны Генеральные штаты, чтобы вынудить третье сословие выплатить долг. В конечном счёте оно круто изменило характер этого органа власти и сделало его локомотивом революции. Точно так же сегодня «жёлтым жилетам» надо внести коренные перемены в деятельность Национальной ассамблеи. Иными словами, соотношение сил устанавливается там, где принимаются правовые нормы. При Старом режиме перемены начались с того, что депутаты инициировали жёсткое противостояние. Для того чтобы добиться перевода противоречий на язык политики, необходимо демократическое пространство, способствующее законодательному процессу. Сегодня Национальная ассамблея в основном поддерживает власть, а прогрессивно настроенные депутаты вынуждены довольствоваться ролью наблюдателей. Необходимо выработать стратегию, нацеленную на объединение, ведь в единстве сила. Если это не удастся, то у народа не будет другого выхода, кроме бунта.
Опубликовано 15/11/2019