Социальное неравенство стало настоящей проблемой в школах

В исследовании «Классовое детство» («Enfancesdeclasse»), проведённом под руководством Бернара Лаира, преподавателя социологии Высшей нормальной школы (ENS) Лиона, речь идёт о влиянии среды, в которой родился ребёнок, на его жизненные перспективы.
Социальное неравенство 02.09.2019

В исследовании «Классовое детство» («Enfancesdeclasse»), проведённом под руководством Бернара Лаира, преподавателя социологии Высшей нормальной школы (ENS) Лиона, речь идёт о влиянии среды, в которой родился ребёнок, на его жизненные перспективы.

Наш корреспондент встретился с учёным и побеседовал с нимна тему роли школы в укоренении социального неравенства.

Уже в пятилетнем возрасте жизненные перспективы детей определяются принадлежностью их родителей к той или иной социальной среде, утверждают авторы монографии «Классовое детство», созданной коллективом исследователей под руководство социолога Бернара Лаира. В работе проанализированы различные данные (от условий проживания до отношения к чтению) о детяхиз 35 семей.

Камий Бауэр: Вы вели наблюдение за детьми, чьё отношение к школе, способность «быть учеником» различаются в зависимости от социальной принадлежности их родителей. Каким образом это учитывают учебные заведения?

Бернар Лаир: Школа, сама того не понимая, закрепляет эти различия. Опрошенные нами педагоги с восторгом отзываются о детях из средних и высших социальных слоёв: у них хорошо развита речь, они приучены к чтению, дисциплине и самостоятельности. Их образ действий представляет разительный контраст с поведением детей, родители которых принадлежат к более низким классам (они чаще нарушают порядок, их поведение чаще нуждается в корректировке). Среди детей,за которыми мы наблюдали, есть мальчик, семья которого живёт в общежитии для рабочих. Ему совсем негде играть. Для него школа – этозамечательная игровая площадка: здесь просторно, здесь унего есть друзья. Конечно, он не соблюдает правила,установленные в школе, а его поведение здесь не понимают. Учителям очень трудно осознать, какую роль вповедении детей играют социальное неравенство. Тем более что сами педагоги в большинстве своём выходцы из средних и более высоких слоёв общества, и им редко приходилось общаться с детьми из более скромной социальной среды.

К.Б.: Достаточно ли усилий прилагает школа для того, чтобы уменьшить влияние неравенства?

Б.Л.: В отличие от сегодняшнего дня, 1960– 1970-е годы были временем расцвета педагогической мысли, направленной на то, чтобы помочь в обучении детям из социальных слоёв, далёких от школьной системы. В оправдание учителей надо сказать, что получение знаний, основанное главным образом на письменной речи, предполагает ряд требований, с которыми нельзя не считаться. Овладение письмом требует определённойсосредоточенности, контроля за своими движениями, дисциплины и т. д.  Дети из небогатых слоёв общества порой недостаточноподготовлены к этому. Понятно, что учителю приходится постоянно обращать на них внимание, поскольку у них не сформированы нужные поведенческие механизмы, правильные автоматизмы. Когда в классе 28 учеников (а может быть и больше), учителю некогда заниматься такими детьми. Введённый министром Бланке порядок, при котором в небогатых кварталах первый класс начальной школы делится на две группы, призван справиться именно с этой проблемой, однако он не решает её. Всего этого явно недостаточно. Положение гораздо серьёзнее, чем кажется. И учителям, имеющим дело с неуправляемыми детьми, чрезвычайно трудно что-либо изменить.

К.Б.: Так что же делать?

Б.Л.:  Для того чтобы школа играла весомую роль всглаживании социального неравенства, надо, чтобы дети измалообеспеченных классов получали «сверхстимулы». Необходимо увеличить объём взаимодействия между ними и педагогами: пусть учитель будет рядом с ребёнком, когда тот занимается, чтобы подбодрить его, напомнить задание, объяснить то, что непонятно. Так ведут себя родители школьников из средних и высших классов. Изначально их дети – такой же «чистый лист», как и все остальные. Но с ранних лет родители посвящают много времени тому, чтобы помогать им в учёбе. И именно эти годы «педагогического воздействия», которого лишены дети из малообеспеченных семей, не могут в должной мере заменить собой школьные учителя.

К.Б.: Министр придаёт большое значение когнитивным наукам,рассматривая их как панацею от школьной неуспеваемости.Что вы об этом думаете?

Б.Л.: Я с глубоким уважением отношусь к работе моих коллег в области нейробиологии и когнитивных дисциплин и полагаю, что она имеет большое значение. Мне интересно другое: почему министр обращается к их помощи. Ведь это всего лишь способ уйти от больного вопроса о социальном неравенстве. Это выглядит непорядочно ещё и потому, что функционирование человеческого мозга отчасти определяется социальным окружением. Основоположник французской нейробиологии Жан-Пьер Шанжё, работавший в своё время в «Collegede France» вместе с Пьером Бурдьё, говорил о «нейронной конституции». По его мнению, для объяснения того, как функционирует мозг, подходит идея Бурдьё о том, что социальное окружение оказывает длительное воздействие на наше восприятие и поведение. Различия в образе жизни, обусловленные социальным неравенством, закрепляются в детском мозге и влияют на него.

На ту же тему

Шок от эпидемии коронавируса до сих пор...
Едва открывшись, школы уже закрываются
Написать 100 раз: школьникам запрещают критиковать решения...
«Опасность нового витка эпидемии очень велика»