Всемирный успех этого персонажа комиксов, чья маска используется в разных странах во время протестных выступлений, похоже, символизирует конец американской мечты.
Так выглядит новое лицо неолиберального общества, стоящего на краю гибели. Его можно увидеть в Бейруте, Сантьяго, Лондоне (парализованном из-за проблем с Брекзитом), на манифестациях, проводимых противниками Трампа… Размалёванная клоунская физиономия Джокера, персонажа из фильма Тодда Филлипса, вышедшего на экраны французских кинотеатров 9 октября, мелькает в колоннах манифестантов по всему миру. Фильм бьёт все рекорды кассовых сборов, вдохновляет или огорчает критиков яркой игрой Хоакина Феникса, а главный герой шокирует зрителя коварством, псевдо-восхвалением насилия и неустойчивой моралью. Этот Джокер – не всем известный персонаж из колоды карт, а печальный насмешник, безымянное существо, затерянное в жестоком мире Готэм-Сити — символическом отражении Нью-Йорка 1970-х–1980-х годов. В 1975 году культурная столица Восточного побережья оказалась на грани банкротства, её социальные службы работали крайне медленно, долг составлял около 10 миллиардов евро. Цены на недвижимость резко упали, и некий Дональд Трамп скупил за гроши здешние производственные помещения и офисные здания, что в дальнейшем составило основу состояния этого человека, наследника огромного капитала.
На этом мрачном фоне разворачивается история бесконечных скитаний Артура Флека – неудачливого стендап-комика, мечтающего о минуте славы в духе Энди Уорхола. Чтобы прокормиться, Джокер подрабатывает клоуном в клинике для детей, страдающих раком, при этом сам лечится от психического расстройства в государственной больнице и смотрит телевизор вместе со своей, также психически нездоровой, матерью. Его жизнь состоит из череды профессиональных и личных унижений, но однажды ночью всё меняется: Артур Флек заступается за девушку, к которой пристают трое парней из числа тех, кого называют золотой молодёжью. Они жестоко избивают Артура, но тот достаёт из кармана оружие и убивает обидчиков. Нападавшие оказываются трейдерами из компании Wayne Enterprise, принадлежащей миллиардеру Томасу Уэйну, кандидату на пост мэра Готэма. Жители города не очень-то сожалеют о гибели трёх биржевых спекулянтов, видя в них воплощение той элиты, которая продолжает обогащаться, пока остальная часть общества катится в пропасть, а с телеэкранов льётся поток глумливых насмешек самого циничного характера.
Джокер сосредотачивает свою агрессию на всём, что символизирует мир финансов, и на тех, кто получает прибыль от бесконечных шоу. Выстрелом в упор он убивает телеведущего Мюррея Франклина (его сыграл Роберт Де Ниро). Здесь мы видим намёк на фильмы «Король комедии» и «Таксист», а также на киноверсию романа Брета Истона Эллиса «Американский психопат». «Этот элемент ситуационизма, при котором превращение жизни в своеобразное шоу показано, как последняя стадия потребительского умопомешательства задаёт тон всему фильму. Антикапиталистические страсти приводят к тому (…), что компания Warner (которая сняла фильм – прим. ред.) начинает ассоциироваться чуть ли не с Коминтерном», – пишет газета «Le Monde». Любопытно, что представители определённой части американского политического истэблишмента и некоторых СМИ публично выразили обеспокоенность омерзительной аморальностью и феноменальным успехом «Джокера», снятого Тоддом Филлипсом, так что компания Warner была вынуждена выступить с разъяснением. «Вооружённое насилие является одной из самых насущных проблем нашего общества, и мы искреннее сочувствуем всем жертвам агрессии, всем тем, чьи семьи она не обошла стороной (…). Поймите нас правильно: ни вымышленный персонаж Джокер, ни сам фильм не служат одобрением насилия в реальной жизни. Идея фильма состоит не в этом, ведь ни его создатели, ни кинокомпания не пытались героизировать этот персонаж», — заявил официальный представитель Warner Bros. Entertainment