«Движение пяти звёзд» выступало против этих проектов до своего прихода к власти. Теперь его представители не знают, как вести себя перед избирателями.
Накаляется атмосфера внутри странной правящей коалиции Италии. Две партии, управляющие страной (ультраправые из «Лиги» и демагоги из «Движения пяти звёзд» (M5S)), занимают противоположные позиции по вопросам о больших строительных проектах. Партия ультраправых, связанная с предпринимателями севера, выступает за проекты, а «Движение пяти звёзд», отстаивающая экологические позиции, не согласна…
В эти выходные лидер ультраправых Маттео Сальвини, являющийся одновременно министром внутренних дел Италии, заявил, что «соотношение затрат и выгод» в этом проекте благоприятно для большей части инфраструктур. И подкрепил свои слова, дав полное согласие на строительство Трансадриатического газопровода (TAP), который должен связать газовые месторождения Азербайджана с югом Италии. По мнению Маттео Сальвини, это позволит на 10 % уменьшить счета итальянцев за газ. Незадолго до этого «Лига» сумела склонить на свою сторону председателя Совета министров Джузеппе Конти, компромиссную фигуру между «Лигой» и M5S. Глава правительства считает, что TAP позволит диверсифицировать энергоснабжение полуострова в обход России.
Подобную точку зрения не разделяет M5S, которая, начиная с момента своего создания в 2009 году, выступала против различных крупных проектов. Министр по делам Юга Барбара Лецци в это воскресенье сделала выпад в адрес Маттео Сальвини, заявив, что лучшим решением было бы пустить деньги проекта TAP на финансирование недостаточной инфраструктуры юга страны, где на выборах 4 марта 2018 г. M5S получила 40 % голосов.
Остроты вопросу добавляет тот факт, что M5S вынуждена столкнуться с реальностями пребывания у власти и с обязательствами, взятыми на себя предыдущими правительствами. Отказ от TAP может стоить Италии от 15 до 40 млрд. евро штрафа. Чтобы добиться «правительственного соглашения» с «Лигой», «Движению пяти звёзд» пришлось отказаться от своих требований свернуть проект железнодорожной линии между Лионом и Турином. Проект стоимостью около 10 млрд. евро, требующий прокладки туннелей в Альпах, позволит сократить время пути из одного города в другой с 4-х до 2-х часов и уменьшить количество грузовых машин на дорогах, увеличив при этом объём грузоперевозок. Этот проект стал ключевым моментом для мобилизации леворадикалов и экологов Италии. В конце июля министр Транспорта Данило Тонинелли (M5S) заявил, что в соответствии с коалиционным соглашением проект будет сохранён и «улучшен».
Подобное развитие событий создаёт проблемы внутри лагеря сторонников M5S. Бывший депутат Алессандро Ди Баттиста, представляющий самое радикальное крыло M5S, контрастирующее с линией нынешнего лидера Луиджи ди Майо, призвал сохранять верность пройденным баталиям. «Вспомним, что именно благодаря нашей непреклонности мы получили голоса избирателей», — заявил он в эти выходные.
Другие темы также вносят разногласия внутри коалиции. Правительство издало распоряжение, согласно которому от родителей больше не требуется предоставлять прививочный сертификат при приёме детей в школу. Правительство (под влиянием «Лиги»), кажется, уступило аргументам противников вакцинации. «Я видел, как дети умирают от кори, но ни одного, кто бы погиб вследствие поствакцинальных осложнений», — отреагировал в эти выходные, депутат Джорджио Триццино (VSS), который к тому же является главным санитарным врачом больницы г. Палермо. Эта тема в ближайшие месяцы будет омрачать жизнь нынешнему правительству, которое, как между двух огней, находится между противниками вакцинации, собирающимися подавать петиции для законодательного закрепления этого распоряжения, и регионами, возглавляемыми оппозицией, грозящими обратиться в Конституционный суд.
Однако все эти дебаты не приводят к ухудшению достаточно прочных позиций, занимаемых парламентским большинством. Согласно опросам, 30 % избирателей поддерживают «Движение пяти звёзд», а 29 % — «Лигу», которая выигрывает все схватки, одну за другой.