КУЦЫЙ ЗАКОН ПРОТИВ КУМОВСТВА

Это было одним из основных обещаний предвыборной кампании Эммануэля Макрона. В разгар дела Фийона, кандидат от движения «Вперёд!» взял на себя обязательство «заняться морализацией и прозрачностью общественной жизни». «Подозрения, которые нависли сегодня над некоторыми представителями, недостаток эффективности и недостаточный уровень ответственности наших руководителей угрожают нашей демократии», - написал он «чёрным по белому» в своей программе. Это оказалось оппортунистическим заявлением, без по-настоящему амбициозных или конкретных предложений, кроме запрета депутатам принимать на работу родственников. Этот проект закона, который первоначально представил Франсуа Байру, испытал первый оглушительный скандал в связи с отставкой министра юстиции, оказавшегося под предварительным следствием за «злоупотребление доверием и укрывательство». Между тем проект «о морализации» был переименован в проект «о доверии». Перемена, объясняющая амбиции исполнительной власти: в области этики и морали правительство опирается прежде всего на информационные мероприятия.

Парламент подталкивали в середине лета как можно быстрее рассмотреть его. Большинство парламентариев еле успевали работать в таком форсированном темпе. При этом они были враждебно настроены по отношению к любым попыткам со стороны других политических групп Национального собрания или Сената улучшить правительственный текст. Органический закон «о доверии в общественной жизни» должен был быть принят Нацсобранием вчера, в последний день парламентской сессии.

Критикуя «серию небольших мер», недостаточных для разрешения демократического кризиса, депутат от ФКП Жан-Поль Лекок с самого начала заседания выступил (безуспешно) с ходатайством о возвращении законопроекта в комиссию для его дальнейшей доработки. «Кто может всерьёз поверить в то, что те статьи, за которые мы собираемся голосовать, действительно способны оживить демократическую жизнь? Кто может поверить, что мы собираемся вернуть доверие народа к его представителям с таким малоамбициозным текстом? - спрашивал он, прежде чем перейти к ударному аргументу. - Настоящая проблема состоит в том, что финансы взяли политику в заложники».

Напомнив о том, что за три месяца четыре члена правительства уже покинули правительство в связи со скандалами вокруг своих персон, и о том, как министр труда Мюриэль Пенико провела очень прибыльную операцию на бирже на следующий день после сокращений в компании «Danone», где она являлась директором по кадрам, докладчик поднял на смех «практически рекордное» количество дел, связанных с новыми членами госаппарата. Отвечая на выступление Яэль Браун-Пиве («Вперёд, Республика!»), сказавшей, что она «испытывает гордость» в связи с отменой парламентского резерва, Жан-Поль Лекок предположил, что речь в законе идёт вовсе не о том, чтобы «положить конец принципу кумовства», а о «мере жёсткой экономии, скрытой под мишурой добродетели». Многие депутаты, например, Дельфин Бато («Социалистическая партия»), также выразили сожаление о том, что бюджет парламентского резерва в 146 миллионов евро не будет сохранён и распределён демократическими методами среди ассоциаций и территорий.

«С этим текстом нельзя ожидать возврата доверия», - осудил законопроект Филипп Вижье («Союз демократов и независимых»), выразив сожаление о том, что парламентское большинство партии «Вперёд, Республика» не проголосовало за «снятие заслона Минфина», мешающего правосудию заниматься уклонением от уплаты налогов без получения одобрения министра по бюджету. Тем не менее пять парламентских групп, как левых, так и правых, объединились для того, чтобы положить конец этой мере, противоречащей необходимому принципу разделения властей. «Дискутировать надо было над другим текстом», - выступила с критикой Клементин Отэн («Непокорённая Франция»), которая считает, что вместо того, чтобы делать основной мишенью Парламент, надо было взяться за лобби и за «власть денег, которая заняла то место, где должна была господствовать демократия». А депутат от ФКП Ален Брюнель призвал к «большому закону отделения финансов от государства» - принцип, который правительство совершенно не соблюдает.

Напомним, что обе части этой реформы (обычный закон и органический закон) содержат в основном запрет о приёме на работу родственников, запрет на право быть избранным в случае нарушения принципов честности и порядочности, упразднение возмещения депутатских и представительских расходов, создание «банка демократии» для финансирования кандидатов и партий, отмену парламентского и министерского резервов и невозможность для депутата осуществлять консалтинговую деятельность, за исключением тех случаев, когда эта деятельность началась ранее чем за год до избрания...

 

 

 

 

 

 

Орельен Сушер и Симон Може

Добавить комментарий


Обновить Защитный код

ГАЗЕТА ЮМАНИТЕ - ОДНО ИЗ СТАРЕЙШИХ И КРУПНЕЙШИХ СМИ