ЛЕНИН И РЕВОЛЮЦИЯ - НЕУДОБНЫЙ ВОПРОС ДЛЯ ПУТИНСКОГО ГОСУДАРСТВА

Москва - Санкт-Петербург (Россия), специальный корреспондент.

Скованный льдами Невы, крейсер «Аврора» показывается из зимнего тумана. На мостике столетнего корабля над башенкой развевается советский флаг. 27 января 2017 года. Санкт-Петербург отмечает 73-ю годовщину снятия 900-дневной блокады, которой нацистская армия пыталась сломить жителей города, тогда называвшегося Ленинградом. В трюме корабля, переделанном в музей, два подростка, одетые в полотняные штаны и в толстые свитера цвета бутылочного стекла, ведут оживлённую беседу. Через час Алексей Иванович и Андрей Николаевич пойдут на бывшую линию ленинградского фронта, чтобы там участвовать в воссоздании сцены освобождения Ленинграда из нацистской блокады. Но сейчас их разделяет пожелтевший снимок, на котором русские моряки гордо позируют на палубе "Авроры" в феврале 1917. "А я говорю тебе, что это не было хорошей идеей, быть вместе с Лениным и большевиками!" - утверждает Алексей. -"Это была катастрофа для всей России. Миллионы смертей. Эти парни сделали глупость. Россия потеряла свою стабильность. Зачем было убивать царя? От этой революции пострадали наши бабушки и дедушки. А потом и наши родители."

"Они были правы, последовав за Лениным».

Глядя на манекен, стоящий за стеклом и одетый как вооружённый революционный матрос, Андрей возражает: "Ты ничего не понимаешь. Они были правы, последовав за Лениным. Благодаря этой революции русский народ получил право на государственное здравоохранение, всеобщее образование, гарантии занятости. Это по-твоему ничто? Эти парни на фотографии - герои. Алексей, они изменили мир!" "Парни", о которых идёт речь, - это несколько десятков матросов и офицеров с "Авроры", которые после забастовок Путиловского завода в Петрограде в марте (в феврале, по юлианскому календарю) 1917 года, приведших к концу монархии Романовых, сформировали революционный пробольшевистский Комитет, позволивший Ленину, находившемуся в тот момент в Цюрихе , получить военную поддержку , оказавшуюся в дальнейшем решающей. Действительно, 7 ноября (25 октября по юлианскому календарю) 1917 года "Аврора" даст знаменитый залп, означавший начало штурма Зимнего дворца, где заседало Временное правительство, спровоцировав таким образом свержение старого режима…

Чётко обозначенные позиции двух лицеистов являются иллюстрацией двух различных мнений, на которые разделилось общество в стране, где годовщина революции проходит в далеко не спокойной обстановке , и где фигура Ленина регулярно порождает вопросы. И Владимир Путин не избежал этой проблемы и даже воспользовался этим моментом, чтобы высказать среди полемики, происходящей вокруг данного вопроса, свои идеологические взгляды, которые отражаются в названии его партии: "Единая Россия". Так 24 января этого года выступая перед членами "Общероссийского Народного Фронта" российский лидер поставил в вину лидеру большевистской революции то, что он «подорвал» Советский Союз с самого начала его возникновения, дав полное равенство всем его субъектам (Россия, Украина, Белоруссия, Юг России, Северный Кавказ и т.д.), позволяющее им выйти из состава Союза. "Что в действительности было бомбой замедленного действия, заложенной под фундамент нашего государства", - уточняет Владимир Путин, отдающий предпочтение позиции Сталина, бывшего сторонником вхождения республик в состав СССР на принципах автономии. Но даже глава Кремля не может сегодня легко уйти от темы столь же чувствительной, сколь и иррациональной. В тот же день ему был задан ещё один вопрос: «Как предать земле тело Ленина, лежащее забальзамированным в Мавзолее на Красной площади в Москве?»

И прозвучал взвешенный ответ президента: "Надо действовать, соблюдая чувство такта, и не принимать никаких решений, способных расколоть наше общество". Но оставим пока бывшего правителя России и вернёмся в те времена, когда город Санкт-Петербург назывался Петроградом. К востоку от того места, где сейчас стоит на якоре "Аврора" и где река формирует изгиб, поворачивая на юг, находится Смольная набережная. Недалеко от великолепного одноимённого собора стоит ещё один памятник - Смольный институт, выбранный Лениным в качестве штаб-квартиры большевиков. Именно отсюда начнётся вооружённое восстание 7 ноября 1917 года. В нескольких шагах от нынешнего Музея Революции доктор философии и специалист по "марксизму-ленинизму" Михаил Васильевич Попов приехал прочитать лекцию в "Красном университете". Выйдя из старенького лифта, мы оказываемся напротив скромной входной двери организации, которую он сам основал лет десять тому назад. На стене - золочёная табличка с выгравированными буквами: "Рабочая коммунистическая партия России". Мужчина лет шестидесяти, который , кажется , только что вышел прямо с собрания партии большевиков.

Скромно одетый в чёрный костюм, редкие волосы зачёсаны назад, незаметные усы, точно подогнанный галстук... Историк со смеющимся взглядом идёт впереди нас по длинному, плохо освещённому коридору, в конце которого огромный гипсовый ослепительный бюст кажется единственным источником света: Владимир Ильич Ульянов бдит. Сделав ещё несколько шагов, мы попадаем в лекционный зал. Вдоль левой стены - обширная библиотека, заполненная собраниями сочинений Ленина и доступная для всех. Четыре картины, написанные маслом, висят на верхних панелях библиотеки: Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин. Справа - огромная картина маслом покрывает всю стену. На ней изображён Ленин, выступающий перед большевиками - товарищами по партии, чтобы убедить их зажечь пламя революции. В этот вечер в зале собралось около тридцати человек. Михаил Попов подходит к своему столу: "Добрый день, дамы и господа. Сегодня я расскажу вам об истоках русской революции. Со времён Парижской коммуны у человечества не было опыта, позволявшего народу реально взять власть, но учреждение Лениным "Советов" позволило этому опыту возникнуть и продлиться довольно долго."

Два-три раза в месяц лекционный зал заполняется. Уже убеждённые интеллектуалы, а также студенты и рабочие, которые приходят что-то почерпнуть для себя. «Я учусь на факультете связей с общественностью, но задаю себе много вопросов о революции и о политике вообще», - объясняет Наташа Иванова, пришедшая снимать лекцию на видео. – «Полезно вновь обратиться к истории и понять, что было сделано не так. В школе эта тема затрагивается всё меньше и меньше. Возможно, что русская революция и советский опыт были всего лишь черновиком. Механизмы, разработанные марксистской мыслью, имеют то преимущество, что могут и сегодня быть эффективными». Рядом с ней Николай Александрович, инженер-химик, видит в этом опыте возможность продолжить начатую работу: «Коммунизм не умер. Чем больше проходит времени, тем больше я убеждаюсь, что большевики были правы. Ленин был великим человеком». Для Михаила Попова, чьи видео пользуются всё большей популярностью на Youtube, трансмиссия этой истории жизненно важна. «Самое важное для меня - это противостоять нынешним тенденциям в стране, заключающимся в том, чтобы переписать историю революции в параноидальной манере, сделав Ленина ответственным за все беды России в XX веке. Дорогой сердцу Ленина интернационализм, который также защищал и основатель вашей газеты Жан Жорес, остаётся на сегодняшний день единственным решением, которое позволит избежать войны и всплеска смертоносного национализма во всём мире. В этом его наследие. Продолжим его защищать».

А 750-ю километрами южнее, в нынешней столице России, речи произносятся совсем другие. В своей красивой квартире в центре Москвы Евгения Тирдатова, одна из составительниц программы Московского кинофестиваля, не скрывает того, что «революция не находится в центре приоритетов нынешних русских деятелей кино». «Затрагиваемые кинематографом темы больше связаны с современной Россией. Эту историю трудно переосмысливать из-за присутствия во всём кино пропаганды, которая ещё свежа в памяти. И шедевры Эйзенштейна находятся в их числе. Революция 1917 года и Ленин - это сложные темы для нашего народа. Что же касается меня, то я родилась в СССР. И должна сказать, что эта страна предоставила мне все условия для получения прекрасного образования высокого качества». - объясняет та, которая читает нынешним студентам лекции в Институте кинематографии. Сидящая рядом с ней дочь, Софья Тирдатова, продюсер, напротив, обвиняет ту эпоху: «Я работаю над сценарием фильма по роману Толстого «Воскресение». Сейчас как раз пришло время задать вопросы о настоящей роли Ленина в этой революции. О его отношениях с немецким врагом и о падении царской России!» Эту «подачу» вполне может подхватить и Кирилл Мозгалевский, режиссёр московского телевидения, приступивший к съёмкам сериала из 20 серий, каждая по часу, в котором рассказывается об истории русской революции. Длинные волосы, кожаная куртка, ковбойские сапоги, на шее маленький православный крестик. Он принимает нас в гостинице «Марриотт» на Тверской улице. «Никто никогда не рассказывал правду об этой революции», - начал он. -«Всё было организовано в начале XX века крупными европейскими и английскими банками, которые финансировали эту революцию, чтобы навязать России свой промышленный англо-саксонский образ жизни. Ленин, Троцкий, Зиновьев, Каменев...За исключением Сталина, большая часть лидеров были евреями или имели еврейское происхождение, и являлись всего лишь исполнителями проекта, целью которого было падение Великой Российской империи. Я думаю, что самой лучшей системой власти для России был царизм. Были «белые» цари, были «красные» цари...Если Путин захочет стать царём, вся страна последует за ним». Нет никакого сомнения в том, что на Красной площади, в нескольких шагах от роскошного отеля «Марриотт», Владимир Ильич Ульянов, он же Ленин, перевернулся бы в своём гробу от подобных ревизионистских и антисемитских речей.

 

 

 

 


Стефан Обуар

Добавить комментарий


Обновить Защитный код

ГАЗЕТА ЮМАНИТЕ - ОДНО ИЗ СТАРЕЙШИХ И КРУПНЕЙШИХ СМИ