ПРИБЫЛИ ИКЕА ОПЛАЧЕНЫ ЦЕНОЙ ЗАГУБЛЕННЫХ ЖИЗНЕЙ "КАТОРЖНИКОВ ДОРОГИ"

17 октября 2015 года литовский водитель-дальнобойщик был найден мёртвым на стоянке ИКЕА в городе Мец (департамент Мозель). Погибший работал на нидерландскую компанию "Самскип" – субподрядчика шведского гиганта. Это стало жутким символом бесчеловечной системы, возведшей рентабельность в догму, пренебрегая при этом условиями жизни и труда тысяч водителей. Сложившаяся ситуация стала возможной благодаря принятию Европейским Союзом директивы о работе временно откомандированных лиц, легко обходимой межнациональными корпорациями.

Скандал, разразившийся вокруг "каскадного" привлечения новых исполнителей по договорам субподряда, неоднократно обсуждался профсоюзами, а сейчас достиг своего апогея. В ответ на это, по призыву Международной федерации работников транспорта (ITF), увеличилось количество акций протеста в Нидерландах, Германии, Бельгии... Вчера в городе Мец рядом с самым большим в Европе складом ИКЕА по инициативе Всеобщей конфедерации труда (CGT), Всеобщей федерации работников Бельгии (FGTB) и Федерации нидерландских профсоюзов (FNV) собрались два десятка дальнобойщиков. "Водители, обеспечивающие прибыли ИКЕА, больше заняты вопросами ежедневного выживания, нежели работой", – с сожалением отмечает Ларс Линдгрен, председатель шведского профсоюза работников транспорта. На него ссылается Международная федерация работников транспорта, в очередной раз призвавшая шведскую корпорацию обратить внимание на условия труда нанятых своими поставщиками работников. "ИКЕА является заказчиком, поэтому она должна предпринять какие-то действия, чтобы остановить эти злоупотребления", – резко заявляют европейские профсоюзы.

Получать 800 евро, живя и работая во Франции или Германии

"На ИКЕА работают десятки автотранспортных компаний. Центральные офисы большинства этих компаний зарегистрированы в Чехии, Венгрии или Словакии, где они и набирают людей на работу на условиях, принятых в странах Восточной Европы. Остальные же компании являются французскими предприятиями, как например XPO Logistics, бывшая Norbert Dentressangle ("Норбер Дантрессангль"), которые создают свои филиалы в странах Восточной Европы под предлогом экономической деятельности на местах, а в действительности отправляют работников этих филиалов на дороги Западной Европы", – объясняет Ален Сютур, международный представитель транспорта ВКТ. "Становясь жертвами обхода европейских правил, эти водители получают зарплату по тарифам страны происхождения, а это примерно 200 евро в месяц, к которым прибавляется ещё максимум 600 евро на покрытие расходов. В общей сумме получается 800 евро для того, чтобы работать и жить во Франции или в Германии", − продолжает профсоюзный деятель. "Их командировки длятся от трех до шести месяцев", – уточняет Ален Сютур. "Они спят в кабине, едят под открытым небом даже зимой, греют еду на плитке среди выхлопных газов и запахов дизельного топлива. Более того, закон Европейского сообщества требует от дальнобойщиков, чтобы одна ночевка в неделю была в гостинице, но на практике эта мера почти никогда не соблюдается", – продолжает он. По последним данным, скончавшийся в Мец литовский водитель умер от инфаркта. "Ему было 60 лет, у него за плечами 30 лет дорог в условиях, о которых я вам рассказал, вдали от дома, не имея возможности лечиться, постоянно в одиночестве", – с сожалением констатирует Ален Сютур.

Практика, имеющая прекрасные перспективы

Два года назад Международная федерация работников транспорта и входящие в нее профсоюзы начали переговоры с ИКЕА с целью добиться от корпорации пристального внимания к социальным условиям работающих у поставщиков компании людей. Профсоюзы и транспортники хотят обязать ИКЕА на правах заказчика обеспечить соблюдение трудовых контрактов на социальном уровне той страны, в которой эти работники будут осуществлять свою деятельность. На сегодняшний день эти переговоры успехом не увенчались. "Французское право чётко фиксирует совместную ответственность заказчика в доказанных случаях нарушения инструкций, касающихся лиц, чья работа носит разъездной характер", – уточняет Ален Сютур. "Сейчас, когда в Европе в ходе бюджетных сокращений штат контрольно-инспекционных органов, например Региональная дирекция по вопросам окружающей среды, обустройства и жилья (DREAL) во Франции, за последние два года уменьшился вдвое, необходим строгий контроль", – отмечает профсоюзный деятель. – "Подобная практика будет иметь прекрасные перспективы. А также необходима и полная мобилизация всех сил". Профсоюзы предполагают с января 2017 года продолжить выступления возле организаций, принадлежащих ИКЕА, а также везде, где международные корпорации продолжают играть с европейскими законами в ущерб условиям жизни тысяч работников транспорта.

 

 

 

 

 

 

Марион д'Аллар

Добавить комментарий


Обновить Защитный код