Ястребы Вашингтона хотят интервенции в Каракас.

by Главный редактор

Пьер Барбансэ Ставленник США Хуан Гуайдо безуспешно пытался привлечь на свою сторону армию в ходе…

Япония-Корея. Поле битвы – историческая память.

by Super User

Лина Санкари Разногласия по поводу сложных страниц истории привели к тому, что Сеул и Токио…

Ян Бросса: «Европа не должна портить людям жизнь»

by Super User

Сегодня, когда до голосования остаётся всего два месяца, лидер предвыборного списка коммунистов прилагает немало усилий…

Я решил, что лучше умереть за мир

by Super User

Уставшие от десятилетий войны, жители Афганистана хотят вести нормальную жизнь. Талибы отказываются продлевать перемирие.

Южная Корея. Давно забытые призраки мятежного острова

by Super User

Правительство Мун Чжэ Ина разрабатывает проект по эксгумации тел жертв резни, произошедшей во время коммунистического…

Крупное восстание рабов на Ямайке в Рождество 1831 года

Бенжамен Кёниг

Словно пришествия Мессии ждали ямайские рабы возвращения своего белого пастора Томаса Барчелла, который должен был привезти указ об упразднении рабства. Но пастор не приехал, и два дня спустя началось одно из крупнейших восстаний в истории рабовладения, ознаменовавшее конец этой практики, являющейся преступлением против человечества.

Сегодня Самюэля Шарпа почитают как национального героя, его портрет красуется на купюре в 50 ямайских долларов. Он родился на плантации, находившейся в северо-западной части острова, в приходе Сен-Джеймс, недалеко от Монтего-Бей. Тогда, 25 декабря 1831 года, Ямайка ещё была колонией Великобритании, которая получила её в 1670 году от Испании. К тому времени местное население - индейцы араваки - давно уже вымерли: они либо были истреблены колонизаторами, либо погибли от болезней, завезённых европейцами. От них осталось только название острова – Ямайка, «земля лесов и воды».

В 1831 году колонию на Ямайке населяло около 300 000 рабов, вернее, их потомков, так как Великобритания прекратила торговлю неграми-невольниками ещё в 1807 году. Их было в двадцать раз больше, чем плантаторов, основную массу которых составляли английские колонизаторы. «Они сыграли ведущую роль в длительном процессе, который привёл к уничтожению рабства», – рассказывает историк Алин Эльг, специалист по истории рабовладения Женевского университета, автор монографии «Рабства больше не будет!». По её мнению, для лучшего понимания того, что происходило на острове в печально знаменитое Рождество 1831 года, надо вспомнить исторический контекст тех событий. В 1791–1804 годах на Гаити произошла революция, которая всколыхнула все колониальные державы и «напугала всех». В Европе, особенно в Великобритании, в это время набирала популярность идея о том, что надо гуманнее обращаться с рабами. В 1815 году британский Парламент принял решение о составлении официального реестра рабов. «Но каждый шаг Лондона в этом направлении вызывал ожесточённое сопротивление плантаторов. Тень гаитянской революции мрачно нависала над ними всеми», – рассказываетт Алин Эльг.

В 1819 году на Барбадосе мятеж разразился... в Пасху. «Бунты нередко приурочивались к религиозным праздникам, когда хозяева отдыхали или уезжали к родственникам в город», – продолжает Алин Эльг. Тот мятеж был утоплен в крови, головы зачинщиков насадили на колы. Жестокое подавление восстания на Барбадосе вызвало шок даже в Англии и дало очередной толчок движению за отмену рабства. «А ведь в то время среди рабов большинство были христиане, в частности, баптисты, исповедовавшие эту религию наравне с африканскими культами своих предков», - отмечает историк. В протестантском мире евангелизация чернокожих произошла позднее, и миссионеры-рабочие, приезжавшие из Великобритании, нередко становились для рабов «братьями во Христе».

Так произошло и с неким Томасом Барчеллом, белым пастором, ярым противником рабства, который обучал рабов чтению, а некоторых из них готовил в дьяконы. Благодаря ему среди невольников появились грамотные люди, они общались между собой, читали газеты и т. п. Большинство из них были домашними слугами, то есть рабами, занимавшими привилегированное положение по сравнению с теми, кто трудился на полях и жил в более тяжёлых условиях. Одним из них был знаменитый Самюэль Шарп, первый дьякон Томаса Барчелла. «Он стал увлечённым проповедником», – рассказывает Алин Эльг. Шарп говорил, что «у белых не больше прав на то, чтобы держать чёрных в рабстве, чем у чёрных на то, чтобы обратить белых в рабство». Будучи убеждённым христианином, он дорожил понятием свободы, о котором в Библии. Пророк Моисей был особенно любим рабами.

В тот день, 25 декабря 1831 года, ямайские рабы ждали возвращения своего пастора, который должен был принести им весть об освобождении. Сначала они собирались устроить классическую акцию протеста по типу сидячей забастовки. «Но одно обстоятельство изменило их планы, – рассказывает Алин Эльг. – В 1831 году Рождество выпало на воскресенье, поэтому рабы попросили дополнительный выходной. Плантаторы ответили отказом. Настоящий бунт начался вечером 27 декабря, когда рабы подожгли плантации на холмах. Мятежников было много (от 20 000 до 60 000 человек), но они не смогли организоваться».

Тогда лидером восстания стал не кто иной как Самюэль Шарп. Были убиты четырнадцать белых, в основном охранники плантаторов. И начались жёсткие репрессии: 7 января на острове на месяц введено военное положение, мятежников окружили, около ста рабов погибли. «Я насчитала 626 приговоров суда, – говорит Алин Эльг. – Более 300 человек из этих 626 были публично повешены, обезглавлены, а их головы выставлены на всеобщее обозрение. Жуткое зрелище. Самюэль Шарп тоже был казнён. Взойдя на эшафот, он произнёс: «Лучше я умру на виселице, чем буду жить в рабстве»».

Когда весть об этой расправе достигла Лондона, она вызвала огромное потрясение в британской столице. «Это было последним этапом в движении за отмену рабства, – утверждает историк. – Стало очевидно, что рабовладение – это настоящее варварство». Сформировалось массовое движение за его отмену, восставшие были объявлены героями, петиции в их защиту подписали сотни тысяч человек, главным образом рабочие.

Два года спустя британский Парламент проголосовал за поэтапную отмену рабства. Было решено выплатить компенсации плантаторам и обязать бывших рабов продолжать трудиться на их хозяев… Капиталисты продолжали эксплуатировать бывших невольников, но уже в другой форме. Однако в общественном мнении Европы произошёл поворот, и через несколько лет рабство было отменено во Франции (1848 г.), а потом и в США (1863 г.).

Опубликовано 26/12/2019

Добавить комментарий


Обновить Защитный код