LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Кое-что из истории SAC: От охраны генерала до расправы в Ориоле

Служба гражданского действия, «звёздный час» которой пришёлся на 1960–1970 годы, создавалась как охранная структура при голлистской партии Объединение французского народа (RPF) и оставила после себя очень недобрую память. Историю этой организации можно проследить на примере её отделения в Провансе. Идеологические перегибы приблизили распад этой структуры.

Служба гражданского действия (Service d’Action Civique, SAC) была создана в декабре 1959.

Служба гражданского действия, «звёздный час» которой пришёлся на 1960–1970 годы, создавалась как охранная структура при голлистской партии Объединение французского народа (RPF) и оставила после себя очень недобрую память. Историю этой организации можно проследить на примере её отделения в Провансе. Идеологические перегибы приблизили распад этой структуры.

Ранним воскресным утром 19 июля 1981 года Марина Масье вышла из своего дома, расположенного в городке Ориоль недалеко от Марселя, и отправилась в гости к своему брату Жаку, который жил на даче в Дуронне вместе со своей женой Мари-Доминик и восьмилетним сыном Александром (1). Там Марину ждали гражданский муж Жорж Феррарини, а также супруги Жакем (бабушка и дедушка Мари-Доминик). Войдя в дом, Марина заметила беспорядок и следы пожара. Ни одного из шести человек, которые должны были там находиться, она не нашла… Позже сотрудники местного отделения уголовной полиции обнаружили на втором этаже хирургические маски и верёвки, а затем нашли перстень с печаткой, принадлежавший Жаку Масье. Дело осложнялось тем, что брат Марины был инспектором полиции и руководителем местного отделения голлистской охранной организации, печально знаменитой Service d’Action Civique (Службы гражданского действия, SAC)…

SAC, созданная в январе 1960 года, объединила в своих рядах жёстких сторонников голлизма, в том числе многих ветеранов Сопротивления и «Свободной Франции», закалённых в боях с коммунистами во времена IV Республики. Их политическим лидером был Жак Фоккар, советник генерала по наиболее сложным вопросам (политика в африканском регионе, отношения с заморскими территориями, работа спецслужб), официальным руководителем организации стал Поль Комити, телохранитель главы государства.

Одной из ключевых фигур SAC был Шарль Паскуа, долгое время возглавлявший провансальское отделение этой охранной структуры. Мрачная репутация SAC как логова тайных агентов, действующих против подпольной Секретной вооружённой организации OAS) во времена войны в Алжире, не соответствует действительности. Однако иногда в это объединение неофициальным образом проникали представители определённой среды, которые пользовались возможностью остаться безнаказанными в обмен на некоторые услуги. В Марселе и его окрестностях такие тайные сделки с преступным миром были не редкостью.

После событий мая 1968 года «ниспровержение марксизма» стало важнее, чем защита идеалов де Голля. Новый лидер SAC Пьер Дебизе, бывший советник президента Габона Омара Бонго по безопасности, был явным сторонником правых, что отразилось на деятельности этой организации. Когда в 1974 году сторонники де Голля потерпели поражение в борьбе за президентскую власть, а в 1976-м не смогли сформировать правительство, их положение осложнилось как в политическом, так и в финансовом плане. Пьеру Дебизе не удавалось взять под свой контроль организацию, в которую активно проникали праворадикальные элементы, подозрительные личности, оппортунисты и ненадёжные люди, привлечённые тёмной стороной деятельности SAC. Всё это не помешало созданной в конце 1976 года партии Объединене в поддержку Республики (RPR), обратиться к SAC с просьбой обеспечить безопасность на митингах и во время расклейки листовок. Члены этой организации охраняли Жака Ширака, когда он приезжал в департамент Буш-дю-Рон в феврале 1981 года, перед первым туром президентских выборов.

Среди активистов SAC был некий Жак Масье… В своё время он служил в республиканской роте безопасности, затем перешёл в моторизованный дивизион полиции, а после 1980 года был назначен полицейским инспектором. Благодаря статусу полицейского, Масье сумел продвинуться в иерархии службы безопасности, сотрудники которой проникали в правоохранительные органы, занимаясь политическим шпионажем и покрывая некоторые нарушения сотрудников правоохранительных органов. Его карьера в SAC началась в сентябре 1974 года, а в 1979-м он уже руководил её подразделениями в четырёх департаментах (Буш-дю-Рон, Альпы Верхнего Прованса, Верхние Альпы и Воклюз). Затем Масье вместе со своим заместителем Жан-Жозефом Марией решили ограничиться работой только в отделении SAC в Буш-дю-Рон. В марсельском подразделении SAC на полицейского смотрели с подозрением. Его обвиняли в том, что он распоряжался фондами этой организации как своим личным кошельком. Возможно, именно этим и объяснялась попытка покушения на Жака Масье, совершённая вечером 25 апреля 1981 года. Тогда ему чудом удалось избежать смерти от рук двух мотострелков. Масье сообщил полиции имена сотрудников SAC, которых он считал причастными к нападению. В начале 1981 года он предупреждал свою сестру Марину о том, что, если с ним случится несчастье, то подозревать следует троих: «учителя, лысого и человека с отрезанным ухом».

Так у следователей региональной службы уголовной полиции, расследовавшие обстоятельства, описанные в начале данной статьи, появились некоторые зацепки. Вскоре выяснилось, что местное отделение охранной организации есть самое настоящее сборище правонарушителей, где процветают рэкет и незаконный оборот оружия. Кроме того, обнаружилось, что в марсельском отделении SAC ходят слухи, будто Жак Масье собирался выдать секретную информацию новым левым властям. Возможно, инспектору просто отомстили… 19 июля один из друзей Масье посоветовал полицейским обратить внимание на некоего учителя и одного рабочего с завода «Шамбурси», находящегося в Мазарге, пригороде Марселя. Сотрудники уголовной полиции арестовали трёх членов охранной организации: торговца картинами, которого за его лысину называли «Коджак», Лионель-Мари Коллара (рабочего, бывшего общественного активиста, получившего прозвище «Человек с отрезанным ухом» после неудачного десантирования во время службы в Иностранном легионе) и Жан-Брюно Финочетти (молодого учителя). Ещё одна облава в марсельском отделении SAC увенчалась арестом троих сотрудников почтово-телеграфной службы (в руки полиции попали Анж Полетти, Дидье Кампана и Жан-Франсуа Массони).

После допроса, продолжавшегося 41 час, Финочетти раскололся. Он сообщил о цели своей группировки: забрать компрометирующие документы, а затем уничтожить Жака Масье. Благодаря этим откровениям, а также признаниям, полученным от группы почтовых служащих, полиция нашла тела, а затем восстановила картину преступления. 18 июля 1981 года коммандо окружили дом в Дуронне, где, по их предположениям, находился в тот момент только один инспектор. Ворвавшись в дом, вооружённые люди в масках наткнулись на Мари-Доминик и Жоржа Феррарини. Вернувшиеся через час с прогулки пожилые супруги и ребёнок тоже оказались в западне. Ситуация вышла из-под контроля, как только Мари-Доминик узнала учителя. Свидетели стали опасными, и было решено убрать и их. Они были убиты холодным оружием, а их тела спрятаны в заброшенной шахте. Жак Масье, вернувшийся в 3 часа ночи, тоже был уничтожен. Убийцы подожгли дом, чтобы скрыть следы преступления.

Сначала было неизвестно, что это – простое сведение счётов в марсельском отделении SAC или политическая операция, инициированная высшим руководством этой службы безопасности? И потому 24 июля 1981 года судебный следователь Франсуаз Лоран-Герен отдала приказ об аресте генерального секретаря SAC Пьера Дебизе. Судье пришлось противостоять давлению со стороны властей, которые хотели воспользоваться этой историей для дискредитации RPR как правой оппозиционной организации, заявлявшей о политической мести. Расправа в Ориоле напомнила и о других делах, связанных со службой безопасности: бесследное исчезновение 15 мая 1981 года казначея SAC в департаменте Буш-дю-Рон Ива Куртуа и внезапная смерть в феврале 1982 года одного из членов марсельского отделения SAC Клода Кастеллано.

Для расследования преступления, которое потрясло страну в середине лета 1981 года, в декабре того же года была создана парламентская комиссия. Депутаты от правых партий вскоре вышли из её состава, но комиссия изучила документы, хранившиеся в архивах полицейских и судебных служб, заслушала десятки свидетелей и в июне 1982 года опубликовала отчёт, в котором речь шла об опасности этой организации, отличавшейся жестокостью при проведении операций, тесными связями с криминальными кругами и занимавшейся политическим шпионажем. На основании этого доклада в августе 1982 года правительство расформировало SAC в соответствии с положениями закона 1936 года о вооружённых группировках и негосударственных боевых отрядах.

22 апреля 1985 года в суде присяжных города Экс-ан-Прованс начался судебный процесс по делу о расправе в Ориоле. В зале заседаний присутствовало около пятидесяти журналистов и двадцати адвокатов, в том числе такие известные фигуры, как Жан-Луи Тиксье-Виньянкур и Жильбер Коллар. 17 мая 1985 года суд вынес вердикт: пожизненное тюремное заключение для Марии, Полетти и Коллара; двадцать лет за решёткой – для Финочетти и Кампана; пятнадцатилетний срок – для Массони. Мария умер от рака в 1996 году. Остальные члены вооружённого отряда сегодня уже на свободе. Финочетти провёл тринадцать лет за решёткой, потом жил в Италии, Белоруссии, а сейчас занимается торговлей картинами в Провансе.

Расправа в Ориоле стала трагическим завершением истории провансальского отделения SAC, полной скандалов и злоупотреблений. С 1960-х годов эта организация была известна своей непримиримой жестокостью по отношению к левым и сомнительными связями с местным криминалом. В июне 1968 года Шарль Паскуа, кандидат на выборах в законодательный орган власти в Клиши-Леваллуа, вотчине коммунистов, попросил главу марсельского отделения SAC Жерара Каппе прислать ему телохранителей: они стреляли в водителя такси и железнодорожника (члена ФКП), ранив обоих в ноги. Трое из арестованных голлистов – Антуан Анжию, Мишель Фор и Антуан Гранато в последующие годы оказались замешаны в разбойных нападениях и убийствах. В апреле 1969 года, после похищения оружия с военной базы в городе Истр, следствие доказало причастность к этому инциденту Жерара Каппе и двух его приближённых. В июле 1969 года одним из фигурантов дела Пюирикара стал глава отделения SAC в Экс-ан-Провансе Совёр Падовани, корсиканский бандит алжирского происхождения, который при пособничестве своего сообщника из SAC Гастона Костераста организовал убийство горничной и любовницы некоего престарелого виконта, чтобы завладеть наследством.

Таковы были опасные связи организации с криминальной средой. Известны также примеры её взаимодействия с тайными агентами. Некоторые члены SAC, вероятно, имели отношение к серии терактов со взрывами бомб, которые были совершены в Марселе и его окрестностях в 1980 году и так и остались нераскрытыми (нападения на анархистскую типографию «Encre noir», на Центр общения и знакомств в Сен-Бом, возглавляемый прогрессивно настроенными доминиканцами, на общежития мигрантов в Ла-Кайоле и в Бассансе, принадлежавшие государственному агентству по строительству жилья «Sonacotra»). Провансальское отделение SAC имело связи с корсиканской организацией противников независимости «Francia», созданной в 1975 году и проводившей активную подпольную борьбу против Фронта национального освобождения Корсики. Может быть, Жак Масье мог разоблачить эти факты… Возможно также, что он мог рассказать о причастности трёх почтовых служащих (Полетти, Кампана и Массони), будущих членов диверсионной группы в Ориоле, к разбойному нападению на почту в Марселе 19 января 1981 года. Преступление в Ориоле стало венцом того культа агрессии, который привёл к драматическому разрешению нервозной обстановки, сложившейся после политических событий мая 1968 года и возрождения «страха перед красными».

ФКП не раз становилась мишенью для SAC, как это произошло, например, в июне 1977 года, когда рабочий Пьер Мэтр, участник забастовки на стекольном заводе в Шампани, был убит активистом SAC Клодом Леконтом. ФКП и ВКТ давно предупреждали о связях между SAC и ФКТ («независимым» профсоюзом, близким к работодателям). В частности, это было обнародовано в рамках гражданского расследования, которое вёл коммунист, руководитель ВКТ Марсель Кай в публикациях «Убийца работал в компании «Ситроэн»» и «Начальники-бандиты» (издательство «Edition sociales»).

23 июля 1981 года депутаты-коммунисты выступили с инициативой о создании комиссии по расследованию в отношении «организации, чья незаконная деятельность и жестокость при проведении акций массового неповиновения представляют угрозу для реализации свобод и соблюдения законности в республике». Особенно активным членом комиссии был коммунист Луи Одрю. В сентябре 1981 года газета «L’Humanité», в частности, Андре Вюрмсер, начала кампанию по резкому осуждению SAC, представляя организацию, руководимую Пьером Дебизе, символом жестокости правых, получивших власть, при которых полиция ни во что не вмешивается, а отряды самообороны являются близкими к кругам работодателей. Позиция газеты состояла в том, что нужно не только расследовать случай в Ориоле, но и вернуться к рассмотрению дел об убийствах расклейщиков объявлений и забастовщиков, найти бесследно исчезнувших убийц Анри Кюриеля и Пьера Гольдмана. На местном уровне журналисты тоже не оставались в стороне: Алекс Пансани, в прошлом известный репортёр газеты «La Provence», сотрудничавший с «L’Humanité» и «La Marseillaise», в 2001 году опубликовал книгу об этой истории под заголовком «Расправа в Ориоле» (издательство «J’ai lu»).

(1) Эта статья представляет собой в значительной степени сокращённое изложение работы, которая должна выйти в свет летом 2020 года под названием «Крупные криминальные дела: следствие ведут историки» под ред. Жан-Марка Бертьера, издательство Perrin.

Опубликовано в воскресном номере за 12- 18 декабря 2019 г.

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »