Компания «Michelin» закрывает завод в Ла-Рош-сюр-Йон и ликвидирует 619 рабочих мест.

Марион д'Алар

В четверг один из крупнейших в мире производителей шин объявил о закрытии очередного завода. ВКТ осудил недальновидную стратегию погони за прибылью и перемещения производственных мощностей.

«Мы совершенно ошеломлены и подавлены». Антони Гийото и 618 его коллег, работающих на заводе «Michelin» в городе Ла-Рош-сюр-Йон (департамент Вандея), на днях узнали, что предприятие, выпускающее шины для большегрузных автомобилей, к концу 2020 года будет закрыто. Об этом в четверг утром сообщили директор завода и начальник отдела кадров, «собрав всех в 9 часов утра». Лидер отделения ВКТ на предприятии не скрывает своего негодования: «К нам на завод приехали руководители компании из головного офиса, но они даже не соизволили поговорить с нами. Зато не пожалели времени на пространные ответы журналистам. Нас унизили и оскорбили, а руководство «Michelin» ведёт себя омерзительно».

Решение было принято в течение нескольких недель. 14 дней тому назад мы узнали о закрытии завода «Michelin» в немецком городе Бамберге, где трудятся 858 человек. Это было воспринято как очень недобрый знак. «Мы этого ожидали, – с сожалением говорит Мишель Шевалье, активист ВКТ на предприятии, – и вот сегодня работники завода в Ла-Рош-сюр-Йон стали очередными жертвами стратегии, направленной исключительно на увеличение прибыли». Мишель утверждает, что решение руководства экономически не обосновано, и напоминает, что «холдинг добился очень хороших показателей в первом квартале текущего года». «Результаты недавнего исследования свидетельствуют о том, что по крайней мере до 2025 года мировой рынок автомобильных шин будет только расти. А это означает, что закрытие завода нужно только для того, чтобы загрузить производственные мощности «Michelin» за границей, за пределами Европы, и таким образом извлечь ещё больше прибыли», - подчёркивает профсоюзный активист.

ВКТ выступил с резкой критикой коммерческой стратегии, реализуемой руководством холдинга. Повышение цен, о котором так много говорят руководители «Michelin», объясняя своё стремление составить конкуренцию азиатским производителям за счёт выхода в более дорогой сегмент рынка, - это очевидный провал. «Даже таможенные барьеры, установленные Евросоюзом для того, чтобы положить конец международной конкуренции, не помогли компании «Michelin» завоевать свою долю рынка, как это сделали «Continental», «Goodyear» или «Bridgestone», – отмечает Мишель Шевалье.

Последствия закрытия предприятия занятости в регионе будут сравнимы с социальной катастрофой с точки зрения уровня безработицы. «В течение долгого времени завод «Michelin» был самым крупным предприятием в этих местах, причём на одного работающего на производстве приходилось трое сотрудников сопутствующих служб. Выходит, что под угрозой оказались 2 400 рабочих мест», - уточняет Антони Гийото. И это ещё не всё, ведь закрытие завода в Ла-Рош-сюр-Йон повлечёт за собой целую череду негативных последствий. Одно из них затронет предприятие в Шоле (департамент Мен и Луара), на котором работают 1 338 человек, из них 74 трудятся в цехе, принадлежащем компании «Michelin», который производит каучуковую смесь для завода в Вандее. На предприятии в Монсо-ле-Мин (департамент Сона и Луара) под угрозой оказались 13 рабочих мест, в Ване (департамент Морбиан) – два рабочих места, в Пуатье (департамент Вьенн) – одно.

При этом руководство холдинга делает вид, что всё в порядке. Выразив сожаление в связи с тем, что «проект «Skipper», призванный активизировать работу на объекте в Ла-Рош-сюр-Йон», так и «не дал ожидаемых результатов», топ-менеджеры компании «Michelin» пообещали «подготовить для каждого из 619 сотрудников» план по перемещению в рамках компании или в другие заведения. «Я уже тридцать лет слышу одно и то же! – возмущается Мишель Шевалье. – У «Michelin» почти не осталось заводов во Франции. Чем больше объектов закрывается, тем меньше у людей возможностей пройти профессиональную переподготовку. Работникам завода в Туре они обещали то же самое. В итоге половина производственных площадей так и осталась заброшенной».

Для трудящихся начинается период борьбы. «Мы не станем плыть по течению, а будем сражаться на всех фронтах за свои рабочие места», – утверждает Антони Гийото. Первый этап борьбы, в котором ключевая роль принадлежит профсоюзам, начался в тот день, когда руководство сообщило о своих намерениях. Сразу же после этого прозвучал призыв провести 24 октября забастовки и манифестации на заводе в Ла-Рош-сюр-Йон. «Исход второго, правового этапа этой баталии зависит от адвоката Фёдора Рилова, - подчёркивает профсоюзный активист. - Мы уже провели первую встречу с ним. Он работал в делах с компаниями «Continental Clairoix» и «Goodyear Amiens» и хорошо знаком с особенностями отрасли».