Суд обязал компанию «SNCF Reseau» отказаться от привлечения подрядчиков к проведению работ по ремонту и техническому обслуживанию путей. Профсоюз ВКТ, выступающий против использования аутсорсинга в деятельности государственной компании, одержал победу.
Профсоюз «Всеобщая конфедерация труда», члены которого считают борьбу с массовым аутсорсингом на железной дороге одним из приоритетов своей работы, празднуют победу. Решением от 1 августа, опубликованным только вчера, суд большой инстанции города Бобиньи обязал компанию «SNCF Reseau», управляющую железнодорожной инфраструктурой, с 5 сентября «приостановить исполнение недавно принятых решений и предписанных ими действий, направленных на закрепление и расширение практики аутсорсинга в отношении работ по ремонту и техническому обслуживанию оборудования». Рассмотрев обращения трёх профессиональных объединений (Северо-Запад-Нормандия, Атлантика и Юго-Восток), суд поддержал требования истцов. Государственная компания получила замечание по поводу одного из аспектов консультативной процедуры. Дело в том, что руководство «SNCF Reseau» упорно отказывалось советоваться с представителями трудового коллектива, когда принимали решения вывести на аутсорсинг отдельные виды работ. «Это в первую очередь отказ проводить совещания (…), что привело к практике явно противозаконного характера, продолжающейся по сей день», — сказано в решении суда, который обязал «SNCF Reseau» отказаться от стратегии аутсорсинга, поскольку профессиональные объединения трёх вышеперечисленных территорий «очевидно, были лишены возможности высказать своё авторитетное мнение на основании полной, законной информации, выраженной в письменной форме».
Решение суда, который «поддержал и удовлетворил требования ВКТ», обрадовало профсоюзных активистов. «Главная опасность аутсорсинга состоит в том, что он способствует снижению уровня квалификации сотрудников SNCF», – считают они. Но дело не только в этом. Сложные и дорогостоящие задачи, поручаемые подрядчикам, порой выполняются недостаточно качественно, так что сотрудникам SNCF приходится всё переделывать. «Бывает, что выполнение работ отменяется или останавливается. Не обходится и без серьёзных аварий», – отмечают в ВКТ. В таких условиях всё труднее обеспечивать безопасность железнодорожных перевозок. ВКТ настаивает на необходимости глубокой «стратегической переориентации» и выступает за «обратную передачу подрядов в SNCF и расширение её штата», «укрепление материального и кадрового потенциала», «повышение роли «SNCF Reseau» в организации профессионального обучения» и «обязательное присоединение всех предприятий, сотрудничающих с железной дорогой, к коллективному договору железнодорожников». По подсчётам профсоюзов, для осуществления всех этих задач потребуется немедленно создать 1 800 рабочих мест.
В последнее время всё чаще стали появляться исследования и доклады, свидетельствующие об износе французской железнодорожной сети, однако активное привлечение подрядчиков к выполнению работ по ремонту и техническому обслуживанию путей уже стало стратегией этой государственной компании. За один только 2017 год «SNCF Reseau» поручила подрядчикам работы на железнодорожной сети на сумму 5,3 миллиардов евро, из которых 70 % приходится на ремонт и 30 % – на текущее техническое обслуживание. «Это явление приобрело «массовый» характер, — заявляют представители ВКТ, подчёркивая, что за десять лет объём работ, выводимых на аутсорсинг, вырос в четыре раза.
Воодушевлённые первой победой в суде, железнодорожники намерены призвать вести переговоры, опираясь на решение суда города Бобиньи. «Это постановление будет ещё одним средством для того, чтобы заставить руководство пересмотреть свою политику», – утверждают в ВКТ, тем более, что компания «SNCF Reseau» в ближайшее время предстоят переговоры о «видах деятельности» в рамках коллективного договора на национальном уровне.