LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Космос – ещё одно поле для гонки вооружений

1 сентября в Тулузе начнёт работу Центр Военно-космического командования. Франция наращивает усилия по использованию космического пространства в военных целях. Дональд Трамп выступает с такой же идеей. Теперь об установке военного оборудования на спутниках можно обсуждать открыто.

Крупные державы затеяли новую игру. Одна за другой они пробуют свои силы в сбивании спутников ракетами, запускаемыми с Земли. Самый недавний пример – Индия. В мае этого года глава правительства, националист Нарендра Моди сообщил, что вооружённым силам его страны удалось сбить орбитальный космический аппарат. При этом он поспешил уточнить, что Индия «всегда выступала против милитаризации и гонки вооружений в космосе». Аналогичные испытания проводили и другие государства: в 2007 году – Китай, в 2008-м – США, в 2015 и 2019 годах – Россия. И каждый раз эти действия вели к появлению большого объёма космического мусора: 1 600 обломков осталось на орбите после китайского запуска, ещё 400 – после испытаний, проведённых Индией.

Пока эти страны сбивают только собственные спутники, отслужившие свой срок, но сегодня уже начинает возникать вопрос о проблемах соседства в космосе. По словам министра вооружённых сил Франции Флоранс Парли, в 2017 году российский спутник-шпион «Луч-Олимп» приблизился к франко-итальянскому космическому аппарату «Athena-Fidus», а после этого «оставил свой след ещё возле восьми спутников».

В этих условиях ведущие мировые державы, в том числе и Франция, стали пересматривать свою военную доктрину. 1 сентября в Тулузе начнёт работу Центр Военно-космического командования в составе французских военно-воздушных сил, которые в перспективе планируется преобразовать в Воздушно-космические силы. По словам Парли, в состав Центра первоначально войдут 200 человек, и он объединит три ныне существующих армейских подразделения.

Реструктуризация армии с учётом возрастающей значимости космоса приобрела характер общего явления. Например, в Индии в 2010 году было создано «объединённое космическое ведомство», занимающееся развитием определённых гражданских и военных направлений. Такие перемены во второй по значимости азиатской державе вписываются в контекст её соперничества с Китаем. В декабре 2018 года Дональд Трамп тоже объявил о планах по созданию в США штаба военно-космических сил. Он станет одиннадцатым штабом Пентагона наряду с подразделениями, которым поручено наблюдение за ситуацией в Европе (USEUcom), Африке (USAfricom) и в сфере компьютерной безопасности (USCybercom). В июне 2018 года Трамп даже выдвинул идею о формировании в США нового рода войск – военно-космических сил (наряду с флотом – Navy и авиацией – US Air Force), но министерство обороны сочло этот проект нецелесообразным и отказалось от его реализации.

Сегодня снято табу с вопроса о выводе вооружений на орбиту. 25 июля, во время визита на авиабазу Лион-Мон-Верден, глава профильного ведомства Флоранс Парли представила новую стратегию освоения космоса, определив её как доктрину активной защиты: «Если наши спутники окажутся в опасности, мы будем вынуждены вывести из строя космические аппараты противников. Мы найдём подходящий момент и средства для того, чтобы дать отпор. Возможно, это будет сделано при помощи мощных лазеров, установленных на наших спутниках или на разведывательных наноспутниках». Национальное бюро авиакосмических исследований и разработок (Onera) занимается проектированием лазерной установки, которая позволит не только уничтожать, но и ослеплять и выводить из строя космические аппараты противников, повреждая их солнечные батареи и оптические системы. При этом, подчеркнула министр, Франция «ни в коем случае не заинтересована в гонке вооружений». Задача состоит в «обеспечении мирного использования космического пространства». Но дело в том, что любое оружие, даже оборонительного характера, в случае изменения доктрины может быть использовано для нападения.

Париж намерен продолжать разработку наноспутников, массовое использование которых будет иметь большое значение для обеспечения связи и которые, по словам министра, станут «опасными для противников мини-датчиками, ценнейшими глазами наших спутников». Программой развития вооружённых сил на 2019-2025 годы предусмотрено выделение 3,6 миллиардов евро на модернизацию спутников, используемых для телекоммуникаций, наблюдения и прослушивания.

С некоторых пор космос приобрёл ключевое значение для военных. США располагают 250 000 единицами военной техники, оборудованными системой GPS… Одним из важнейших условий успеха любой наземной операции является знание местности и соотношения сил. Спутниковая разведка – самое эффективное средство получения наиболее точных, актуальных и достоверных сведений. Выступая 13 июля в эфире телеканала «Europe 1», бригадный генерал Доминик Тренкан заметил, что «на сегодняшний день ни одна военная операция не обходится без использования космических аппаратов».

Существует два типа спутников военного назначения: одни предназначены для оптического наблюдения, другие – для радиоэлектронной разведки. Аппараты первого типа позволяют получать фотографии местности в очень высоком разрешении в любое время суток, а также производить 3D-съёмку. Франция обладает спутниками такого рода благодаря системе «Оптический космический элемент» (CSO), объединяющей три спутника, которые уже запущены или будут выведены на орбиту в период с 2018 по 2021 годы. Спутники радиоэлектронной разведки обнаруживают и локализуют сигналы, испускаемые на Земле, и передают их воинским подразделениям. В рамках программы «Прослушивание и радиоэлектронная разведка в космосе» (Ceres) Франция намерена запустить три микроспутника, способных пеленговать электромагнитные волны, исходящие, например, от радара, чтобы определить его местоположение и оценить активность передаваемого им сигнала. В 2020 году Франция запустит на орбиту свой первый спутник такого типа и, следовательно, войдёт в ограниченный круг стран, обладающих этой технологией. Таким образом французская армия получит возможность вести военные операции в совершенно автономном режиме и обходиться без помощи из-за океана.

Овладение космическим пространством становится залогом национального суверенитета. Экономика развитых стран очень зависит от космических технологий. Они применяются в геолокации, устройства которой встроены во все смартфоны, и для обеспечения телекоммуникаций. В июле 2017 неисправность спутникового оборудования привела к тому, что в течение нескольких недель в Индонезии не работали пятнадцать тысяч банкоматов.

Продолжающаяся милитаризация идёт вразрез с положениями договора 1967 года, согласно которому космос не должен становиться ареной противостояния, если только речь не идёт о необходимой обороне. Если раньше в этой сфере работали главным образом государственные компании, то во времена президента Обамы (в 2015 году) частные предприятия также получили возможность принять участие в освоении космоса, что породило проблему перегруженности околоземного пространства, в котором уже находится свыше 2 000 спутников. В августе 2017 года власти Люксембурга внесли поправки в законодательство, предоставляющие частным компаниям доступ к добыче полезных ископаемых, поскольку некоторые из них необходимы в космической промышленности.

«Космос имеет важное значение для всего человечества», – заявил Ян Ле Полотек, член комитета ФКП по обороне. Однако милитаризация космоса и приход в эту сферу частного капитала противоречат смыслу слова «человечество». А между тем будущее нашей планеты определяется и тем, что происходит высоко над ней. Первостепенное значение принадлежит технологиям в области фармакологии, геолокализации, наблюдения и оптимизации сельского хозяйства, разрабатываемым в космосе. Наблюдение за нашей планетой поможет её спасти: спутники позволяют измерить повышение температур и оценить пагубные последствия исчезновения лесов. «Договор 1967 года рассматривает космическое пространство как общее для всех поле для сотрудничества и исследований», — заявил Ян Ле Полотек, заметив, что настала пора вспомнить об этом определении.

Гаэль де Сантис, Алёша Рилов

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.