Ястребы Вашингтона хотят интервенции в Каракас.

by Главный редактор

Пьер Барбансэ Ставленник США Хуан Гуайдо безуспешно пытался привлечь на свою сторону армию в ходе…

Япония-Корея. Поле битвы – историческая память.

by Super User

Лина Санкари Разногласия по поводу сложных страниц истории привели к тому, что Сеул и Токио…

Ян Бросса: «Европа не должна портить людям жизнь»

by Super User

Сегодня, когда до голосования остаётся всего два месяца, лидер предвыборного списка коммунистов прилагает немало усилий…

Я решил, что лучше умереть за мир

by Super User

Уставшие от десятилетий войны, жители Афганистана хотят вести нормальную жизнь. Талибы отказываются продлевать перемирие.

Южная Корея. Давно забытые призраки мятежного острова

by Super User

Правительство Мун Чжэ Ина разрабатывает проект по эксгумации тел жертв резни, произошедшей во время коммунистического…

Пригороды – новое поле деятельности для сектантов.

Надеж Дюбессе

Евангельские и сайентологические церкви, кораническая медицина… Сектантские течения всё больше проникают в рабочие кварталы. Корреспонденту воскресного издания «Юманите» удалось побывать на службе в церкви «Харизма» - настоящей фабрике по выкачиванию денег, которая находится на территории огромного склада в Ле-Блан-Мениль (департамент Сен-Сен-Дени).

Даже тот, кто оказался здесь впервые, сможет легко найти туда дорогу. Каждое воскресное утро у выхода cо станции RER B в Ле-Блан-Мениль происходит однои то же действо: «братья», одетые в одежду флуоресцирующих цветов и синие галстуки, встречают вновь прибывших и ведут их к стоящим на площади автобусам. Машины зафрахтованы христианской церковью «Харизма», самой большой евангельской церковью Франции, как утверждают её последователи, насчитывающей порядка 14 000 прихожан. Наша группа не стала исключением. У автобусов нас встретили приветствием «Добро пожаловать» «сёстры». И началось действо.

Автобусы отвозят «верующих» туда и обратно. На протяжении всего пути одна из «сестёр» возносит хвалу Иисусу Христу. После десяти минут поездки шофёр высаживает нас в центре промышленной зоны. Организационные моменты на высоте, всё рассчитано по минутам, во всём чувствуется порядок. «Братья и сестры» выстраиваются в цепь, с улыбкой говорят всем: «Пусть Господь благословит вас», и показывают нам дорогу. Огромная территория бывшего склада уже заполнена тысячами людей, и нас ведут дальше, в один из многочисленных залов этой обширной зоны действий (более 7 000 кв. м.). Это бывшие склады Кудре были получены в конце 2000-х годов мегацерковью от транспортного предприятия. Дети, в соответствии с возрастом, разделены на группы. На протяжении более чем 3-х часовой службы с ними занимаются аниматоры. Волонтёры-прихожане показывают нам наши места. Нарушать порядок нельзя. Гигантский экран транслирует всё происходящее в зале для богослужений, заполненном в основном людьми афро-антильского происхождения. Прихожане раскачиваются в такт музыке, которую исполняет со сцены музыкальная группа. На экране «караоке» на протяжении полутора часов плывут фразы молитв. Все встают и начинают петь хором, вытянув вперёд руки и закрыв глаза.

«Тернистый жертвенный путь».

Рядом с нами - Шарлотта, которая с радостью готова объяснить нам ход службы. «Вы первый раз пришли? Смотрите, бросать нельзя, - говорит она, - поскольку путь к Богу тернист и жертвенен». Надо сказать, что в церкви «Харизма» процветание невозможно без подчинения законам Господа, а встреча с небесами рифмуется со словом «успех». Своим обращённым членам церковь обещает успех, триумф и процветание. Молодая женщина ходит сюда уже девять лет. «Я не знала своего отца, но здесь обрела его», - объясняет она. Её соседка соглашается с ней. Она приехала с Гаити пятнадцать лет назад, и уверяет, что нашла жильё и работу благодаря церкви «Харизма». От вновь прибывших требуется заполнить анкету-опросник. После классических «фамилия, имя, адрес», идут вопросы о том, хотим ли мы принимать участие в лекциях для начинающих христиан, в группах для молодёжи или во встречах с главными действующими лицами церкви. Об этом не упоминается, но позже мы узнаём, что ничего из вышеперечисленного не является бесплатным.

«Успех в обмен на 10 % зарплаты».

И, наконец, появляется Он. Он - это Нуно Педро. Публика встречает пастора как американскую звезду. Португалец по происхождению, Нуно Педро основал церковь «Харизма» в 2004 году. Первоначально располагавшийся в Сен-Дени, храм оказался слишком мал. И тогда руками добровольцев будет благоустроена территория огромного склада в Ле-Блан-Мениль: китчевые

декорации, шары, раскрашенные в цвета церкви, гирлянды, ковровое покрытие кричащей расцветки, гигантские экраны и размещённые по всему залу телевизоры. Каждое воскресенье пастор произносит хорошо подготовленную речь. В своём полуторачасовом шоу он объясняет, как от статуса обычного, заурядного существа перейти к особенному, исключительному статусу «любимого сына своего отца». То есть Бога.

«В своей родной семье ты был презираем. Но Господь ищет именно тебя», - объявляет Нуно Педро. Затем его тон становится более агрессивным. Децибелы зашкаливают, когда он обрушивается на «идеологическую обработку в государственных школах». Возгласы «Аминь!», «Аллилуйя!» скандируются толпой. Многие делают записи в тетрадь. Однако диктофонная запись запрещена, волонтеры следят за этим. Ибо в конце службы, если хочешь заново послушать проповедь пастора, надо пройти к кассе и купить CD.

Деньгам в «Харизме» уделяется много внимания. Каждый прихожанин платит так называемую «десятину», составляющую 10 % от его зарплаты. Это типичная практика для евангельской церкви. Но и без того неплохие доходы «Харизмы» ещё больше увеличиваются за счёт предлагаемых дополнительных услуг: курсы, чтобы стать членом церкви, курсы по изучению Библии. Став адептом, можно получить должность ментора (наставника, помогающего новообращённым) или лидера (руководить «действиями по организации дисциплины»). И иметь возможность свободно запускать руку в бумажник. Это приносит примерно 1 000 евро в год, если всё делать как следует.

«Делёжка пирога».

Вот уже несколько лет нео-евангелисты занимаются «делёжкой пирога» в рабочих кварталах. А департамент Сен-Сен-Дени, благодаря близости к Парижу и пестроте населения, предстает сегодня в качестве основной миссионерской площадки евангелистов. В Ла-Курнёв, Сен-Дени, Обервиле и Дранси особенно активна Протестантская церковь. В Сарсель (департамент Валь-д’Уаз) евангельская церковь «Источник Жизни» собирает каждые выходные тысячи прихожан со всего департамента. За последние несколько лет их число выросло вдвое.

«Евангелисты вербуют новых членов и в среде атеистов и мусульман, - отметил в интервью Агентству Франс Пресс социолог Себастьен Фат. - Их сила в том, что, благодаря гибкости в выборе мест и общин, они выходят из узкой «рыночной ниши» и адаптируются к любым социальным кругам». Салафиты больше не являются единственными, кто «играет» на бедах пригородов. Все действуют по одному и тому же рецепту: занять пространство и найти магическую формулу, способную привлечь обездоленные слои населения. Своего рода базовый маркетинг.

В «Харизме» умело учитывают социальную незащищённость: церковь может помочь в бюрократических процедурах, предлагает юридические услуги для получения французских документов; община занимается продовольственным банком, сервисом по поиску жилья…

«Сначала напугать, а потом успокоить».

«Религиозная тематика проникла туда, где перестала проводиться просветительская деятельность. С тех пор как государственная политика перестала заниматься народным просвещением, ничего не предложив взамен, всё, что помогало процессу социализации, постепенно исчезло, рассыпалось в прах, - констатирует антрополог и просветитель Амар Энни. - Сначала была деиндустриализация 1970-х годов, потом появились наркодилеры и героин, затем пришла политика «больших братьев» … Катастрофа! Чернокожих используют, чтобы говорить с чернокожими, и арабов, чтобы говорить с арабами. Но это же не замена образованию!»

Когда Николя Саркози стал проводить карательную политику, которую антропологАмар Энни называет «парадигмой безопасности», в рабочих кварталах не осталось ни одного взрослого, который удовлетворял бы всем условиям гражданства. «Такая политика не оставляет перспектив

для совместного сосуществования. И когда религия заманивает людей, объясняя, что сегодня вы несчастны, но завтра будет лучше, это легко воспринимается. Для нас, просветителей, всё немного сложнее. Как мы можем противодействовать среди молодёжи унизительногй политике властей?» - говорит он.

В интервью изданию «Le Point» (номер от 2 мая 2019 г.) Дидье Пашу, основатель Группы по изучению идеологических движений в защиту личности, объясняет: «Самосознание – это материальный актив фундаменталистов-прозелитов, которые используют социальные проблемы, например, безработицу. Библейские пророчества в некоторых фундаменталистских течениях первоначально служат для того, чтобы внушить страх, потому что когда человек боится, он подчиняется. В мире, где нет уверенности, фундаменталисты внушают спокойствие благодаря своему уверенному виду».

«Сайентологи тоже не спят».

Церковь сайентологии, изначально ориентированная на людей с большими заработками, тоже сумела проложить себе дорогу в среде самых бедных людей. Она даже готовится открыть в Сен-Дени новую французскую штаб-квартиру. Пятиэтажное здание из стекла площадью более 7 000 кв. м было куплено за 33 миллиона евро американской организацией. Чтобы объявить о своём приходе, сайентологи раздавали на перронах вокзала листовки с информацией, имея в кармане ...разрешение от префектуры.

«Всё происходящее вызывает беспокойство. У нас уязвимое население, которое вполне может позволить этим людям одурачить себя», - бьёт тревогу коммунист Давид Прут, заместитель мэра по вопросам градостроительной политики. - Подобно ситуации с «Харизмой» в Ле-Блан-Мениль, в Сен-Дени депутаты выступают против прихода церкви сайентологии, но у них мало возможностей для того, чтобы помешать этому». «Их появление абсолютно нежелательно, это очевидно, - продолжает Давид Прут. - Но единственный инструмент, который у нас есть, это градостроительное право, не запрещающее их размещение. Дело в том, что во Франции нет определения того, что такое «секта». Следовательно, мы не можем обвинить их в сектантстве или что-то предпринять на этом основании. Наоборот, наши действия могут быть расценены как дискриминационные».

Депутаты забили тревогу и обратились в Межминистерскую миссию по борьбе с сектантскими злоупотреблениями (MIVILUDES). «Ничего не вышло. Нам ответили: «Единственное, что вы можете сделать, это разубедить людей, работающих и живущих в квартале, ходить в эту церковь!» А пока дирекция по городскому планированию собирается проверить на нарушения разрешение на строительство, необходимое для переделки здания.

После урагана Катрина, пронёсшегося над США, сайентологи поняли, что было бы хорошей идеей направить своих людей в места гуманитарной катастрофы. Во Франции, во время волнений 2005 года, сайентологи, пытаясь привлечь на свою сторону жителей рабочих кварталов, начали создавать многочисленные ассоциации. Последователи сайентологии используют в своих целях проблемы пригородов: дискриминацию, наркотики, безработицу… Ассоциация «Жизни – да, наркотикам – нет!» («Non a la drogue, oui a la vie») «прочёсывала» рынки, раздавая книжечки об опасностях появления наркотиков в среде молодёжи. Международная ассоциация молодёжи за права человека, распространяла DVD и брошюры, рассказывающие о дискриминации. Что же касается программы «Криминон» (Criminon), занимающейся социальной реабилитацией заключённых, то её участники подходили к семьям задержанных при их выходе из комнат для свиданий…

Команды сайентологов хлынули в Ольне-су-Буа (департамент Сен-Сен-Дени) с предложением организовать на дому курсы помощи в освоении учебной программы или в составлении резюме…

«Пригороды имеют двойное преимущество в глазах сектантских организаций: они работают на их гуманитарный имидж, при этом сохраняя дух прозелитизма, и позволяют собирать деньги», - говорится в докладе Межминистерской миссии по борьбе с сектантскими злоупотреблениями (MIVILUDES) 2006 года. Генеральный секретарь MIVILUDES Анн Жоссо констатирует: «Усиливается религиозная радикальная риторика, все религии смешиваются. Радикальная потому, что они требуют во имя спасения отделиться от тех, кто не следует их пути. Они выставляют себя единственной и абсолютной истиной, стоящей выше земных законов». Такая риторика имеет успех, поскольку сопровождаются обещаниями всяческих чудес (выздоровление, богатство, процветание, слава…).

«В пригородах плохо с медицинской помощью».

По мнению членов MIVILUDES, бедные слои населения становятся мишенью, так как «число адептов, делающих регулярные пожертвования во имя солидарности или какого-нибудь грандиозного проекта, компенсирует небольшие денежные возможности». Впрочем, уточняет Анн Жоссо, здесь налицо «не только финансовая эксплуатация, это также может быть и неоплачиваемый труд, а в отдельных случаях, сексуальные злоупотребления». MIVILUDES также фиксирует увеличение предложений услуг, потенциально сектантских, касающихся здоровья и хорошего самочувствия, личного развития и образования. То есть в областях, которые пока касались лишь привилегированных классов.

«Кораническая медицина развивается очень быстрыми темпами, и представляет собой лакомый кусок, - продолжает Анн Жоссо. - Люди даже с очень скромными средствами оплачивают сеансы снятия порчи. В кварталах, где много безработных, где жители не имеют доступа к медицине или живут в условиях нехватки медспециалистов, речи о божественных основах исцеления и процветания находят благодатную почву». «Чтобы противостоять тому обскурантизму, который всё больше захватывает пригороды, не нужно использовать тридцать три разных способа, - уверяет Амар Энни. - Надо вновь инвестировать в территории, вернуть себе контроль над общественным пространством». Понятно, что противодействовать этому надо политическими методами.

Добавить комментарий


Обновить Защитный код