LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Клемантин Отен: «Давайте подумаем, что мы вместе сможем сделать для общего дела».

С призывом устроить «большой взрыв» обратилась к лидерам левых партий и движений депутат от «Франции непокорённой» (ФН) Клемантин Отен. После неудачи левых на выборах в Европарламент она считает, что для достижения целей нужно работать разными методами

С призывом устроить «большой взрыв» обратилась к лидерам левых партий и движений депутат от «Франции непокорённой» (ФН) Клемантин Отен. После неудачи левых на выборах в Европарламент она считает, что для достижения целей нужно работать разными методами.

Мод Верньоль: Вы были одним из авторов коллективного письма, опубликованного сегодня в газете «Le Monde», в котором содержится призыв к левым силам организовать «большой взрыв». Какова цель этого «взрыва», и кого надо «взрывать»?

Клемантин Отен: Итоги европейских выборов должны были оказать шокирующее воздействие. Но пока этого не произошло. Всех поставивших подписи под обращением объединяет убеждённость в том, что мы не должны мириться с навязыванием чудовищной альтернативы: неофашизм или неолиберализм. С этой точки зрения результаты выборов в Европарламент вызывают обеспокоенность, потому что пока мы не видим такой силы, которая которая была бы способна противостоять этому пагубному сценарию, выдвигая социальную и экологическую программу. Идея обращения принадлежала мне и Эльзе Фосийон, но её разделяют все поставившие свои подписи под документом, несмотря на различия их взглядов. Каждый из нас вкладывает в это обращение свой смысл, все мы питаем надежду на то, что нам удастся перекинуть мостики друг к другу. А для этого нужно вступать в диалог, слушать друг друга, проявлять взаимное уважение, устанавливать контакты между различными секторами. Ведь решение следует искать не только в политической сфере, учитывая её нынешнее состояние. Профсоюзные деятели, члены общественных организаций, представители интеллигенции, люди искусства и многие другие должны сделать шаг к тому, чтобы изменить ситуацию. Для решения стоящих перед нами задач одних только предвыборных договорённостей недостаточно. Даже если политические партии объединяться в единое целое, мы не сможем достичь цели. А это означает, что пора открыть двери и окна, чтобы услышать голос общества, сделать шаг навстречу людям, тем, кто трудится и ведёт борьбу.

М.В.: Чем Вы объясните явное расхождение между тем, что происходит в обществе (я имею в виду протестные выступления, тревогу за климат на планете и т.д.), и тем, как сказались эти процессы на итогах голосования? Можно ли считать это проблемой «структур», или же это было желанием донести какую-то мысль? Или причину надо искать глубже, например, в недоверии к проектам, предлагающим альтернативы капитализму?

К.О.: Доверие к тому или иному политическому проекту основывается на количестве людей, которые его выдвигают. Так было, например, в 1936 году, когда речь шла об оплачиваемых отпусках. Нам действительно нужно провести серьёзную работу над проектом. Мы говорим о прогрессивных идеях, но нам не хватает резкости для того, чтобы адекватно отвечать на вызовы времени. В частности, для борьбы с оголтелым стремлением к повышению производительности труда необходимо изменить саму логику рабочего движения. Раньше считалось очень важным понять, как делить то, что уже произведено. А теперь нам надо ответить на вопрос, кто принимает решение о том, что именно следует производить? Позволим ли мы внедрить в наше сознание пагубную идеологию потребления, ведущую к разрушению экосистем и крушения как наших повседневных реалий, так и наших желаний? Нас очень интересуют вопросы организационно-правового характера, но нужно также вести речь и о содержании работы, её смысле и условиях выполнения. Кроме того, равенство, которое раньше воспринималось как один из социальных вопросов, теперь требует рассмотрения и с территориальной точки зрения. В сущности, «жёлтые жилеты» вывели на первый план вопрос о правах городских жителей. Ещё один аспект, заставляющий пересмотреть наши представления о свободе, — цифровая революция. В условиях капитализма на фоне глобализации ответы должны быть достаточно резкими, только тогда они

звучат убедительно. А ещё нам очень нужны победы, и борьба против приватизации «Парижских аэропортов» могла бы стать первой из них. Наконец, в чём мы нуждаемся, пожалуй, больше всего, так это в новом сознании. Одним словом, нам нужна надежда.

М.В.: Вы были в числе тех, кто первым выразил обеспокоенность в связи с так называемой «популистской» стратегией «Непокорённых», которая, по вашему мнению, и стала причиной их поражения на выборах в Европарламент. Придерживаются ли этой же позиции другие члены ФН?

К.О.: Нет, не думаю. Не я одна полагаю, что успехом 2017 года наше движение обязано тем, что сумело создать имидж некой объединительной силы, руководствующейся радикальными и последовательными идеями левых. Жан-Люк Меланшон, впрочем, как и Эммануэль Макрон, проявил достаточную прозорливость для того, чтобы понять: политический мир дышит на ладан. И он сумел воплотить это стремление к обновлению в своём образе объединителя левых сил, оказавшихся не у дел после ухода Олланда. Причиной нынешнего поражения является череда предубеждений, основанных не столько на надежде, сколько на озлобленности, и устанавливающих барьер между «ими» и «нами» на фоне бесконечной перепалки между сторонами, а также идея о том, что для победы достаточно выдвинуть лидера, способного использовать волну народного недовольства. Ну и, видимо, неоднократные попытки преследования со стороны властей тоже наложили свой отпечаток. Таким образом, политический капитал, приобретённый в ходе предвыборной кампании, постепенно растворился.

М.В : Возможно ли уладить противоречия в политической стратегии ФН? Иными словами, не оказались ли «Непокорённые» на грани раскола?

К.О.: Я опасаюсь скорее отката назад, чем раскола. Я полностью разделяю чувства наших соратников, огорчённых итогами выборов. Сейчас важно понять, где и как будут проходить дебаты, которые должны помочь всем активистам воспрянуть духом и отыскать путь к успеху.

М.В.: Эти дебаты уже начались в рядах «Непокорённых»?

К.О.: Я не знаю, когда и где они могут состояться, и как при нынешнем стиле работы ФН, которая сейчас представляет собой аморфное объединение и в котором сейчас обсуждается вопрос об отказе от должности руководителя, они будут приниматься. Лично я, например, работаю в парламентской группе. Каким образом активисты смогут принять участие в дискуссии и повлиять на политическую стратегию? Не знаю. Я выступаю за демократизацию ФН.

М.В.: Одна из главных тем разногласий – целесообразность противопоставления левых и правых. Считаете ли Вы нужным отказаться от этого?

К.О.: Нет. Я не верю в возрождение «Союза левых сил» и убеждена, что, упраздняя само понятие «левые», мы ничего не добьёмся. Я считаю, что нужно объединяться вокруг проекта, который наполнит понятие «левые», изрядно пострадавшее во времена Олланда, достойным смыслом и будет направлен на проведение социальных и экологических преобразований. Попытка дистанцироваться от левых порой приводит к уклону вправо, а уж правые своего не упустят.

М.В.: За несколько дней до выборов Жан-Люк Меланшон призвал к созданию «народной федерации». Сейчас, после поражения на выборах в Европарламент, способна ли ФН по-прежнему претендовать на роль объединительной силы, вокруг которой может начаться некое возрождение?

К.О.: Я не одобряю стремления к гегемонии. Мы можем вновь вступить в игру лишь в том случае, если сумеем принять идею о разнообразии взглядов, плюрализме. В этом и состоит смысл «федерации», того нового «фронта», на создание которого я очень рассчитываю.

М.В.: Вы как-то сказали: «Худшее, что мы можем сделать, — это продолжать вести себя по-прежнему». Что, на ваш взгляд, надо изменить для того, чтобы объединиться и «двигаться вперёд»?

К. О.: Ответ на этот вопрос мы должны сформулировать вместе. Сейчас нам надо подумать о том, где проводить дебаты, какие предпринять действия и выработать решения, чтобы объединить граждан и различные политические, профсоюзные, общественные и культурные течения. Нам нужна активизация работы в этом направлении. Такое взаимодействие будет иметь решающее значение. В последнее время мы слишком часто замечаем, как воздвигаются всё новые стены. Я прекрасно представляю все те горькие обиды и сложности, которые предстоит преодолеть, чтобы залечить раны. Надеюсь, что после неудачи на европейских выборах в нынешней политической ситуации, требующей немедленных действий, мы сумеем проявить зрелость и выработать новые приёмы совместной работы. В этом и заключается смысл нашего призыва и нашей встречи, которая состоится 30 июня в помещении Цыганского театра в Париже.

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »