Сегодня, спустя почти год после принятия железнодорожного соглашения, профсоюзы анализируют последствия его введения и вновь призывают объединить усилия. Новая акция протеста назначена на 4 июня.
Железнодорожники подвели неутешительные итоги. Профсоюзы призывают всех присоединиться 4 июня к акции протеста против железнодорожной реформы. В прошлом году протестные выступления не дали положительных результатов, хотя длились больше трех месяцев. «Это будет второй акт, или новый этап, а не просто вызов», — заявили вчера журналистам представители четырёх организаций, объединяющих сотрудников SNCF: «Всеобщая конфедерация труда» (ВКТ), «Объединение солидарных профсоюзов» (SUD), «Национальное объединение автономных профсоюзов» (Unsa) и «Французская демократическая конфедерация труда». «Негативные последствия, о которых мы предупреждали, (…) сейчас происходят на наших глазах. И работники железной дороги, и пассажиры ощутили их на себе», – подчеркнул Лоран Брен, генеральный секретарь отделения ВКТ, объединяющего путевых рабочих, отметив при этом, что в компании сложилась «нездоровая обстановка».
Железнодорожное соглашение навязано исполнительной властью, действующей методом указов. Оно направлено на развитие конкуренции, юридическое преобразование государственной компании в совокупность акционерных обществ с многочисленными филиалами и отказ от предоставления железнодорожникам особого статуса при найме на работу. «А расплачиваться за всё приходится работникам. Нам пообещали социальное соглашение и коллективный трудовой договор, составленный высококвалифицированными специалистами, но на деле ничего этого не произошло. Ничего», – возмущается Эрик Мейе, федеральный секретарь отделения SUD по железнодорожной отрасли. Работодатели «блокируют» любые отраслевые переговоры, руководство не пытается сдвинуть с мёртвой точки в обсуждении вопроса о коллективном трудовом договоре, правительство не выполняет свои финансовые обязательства и обещание обсуждать с коллективом указы о первых мероприятиях по реформированию. Железнодорожники в ответ бьют тревогу. «Акция 4 июня – это уже успех, ведь от одной только ВКТ на участие в ней записались 9 000 человек», – говорит Лоран Брен. «На работников железных дорог всем наплевать, они ясно видят, как всё то, чем они занимались, рушится на глазах, и наблюдают запланированное уничтожение государственной железнодорожной отрасли», – утверждает Дидье Обер, генеральный секретарь отделения железнодорожников в ФДКТ. Но и это, по мнению Обера, ещё не всё. «Что касается проблем социального и психологического плана, то сейчас ситуация в SNCF похожа на ту, что была в компании «France Telecom» в то время, когда несколько её сотрудников совершили самоубийства», — отмечает Дидье Обер. Об этом говорят и в отраслевом отделении профсоюза SUD, где заметили «явное сходство между положением дел в SNCF и продолжающимся сейчас судебным процессом по делу Ломбара (бывший руководитель «France Telecom», обвиняемый в оказании морального давления – прим. ред.)».
«Заботясь только о снижении производственных затрат, руководство не обращает внимания на факты давления на сотрудников», — утверждают профсоюзные лидеры. «Железнодорожники вынуждены переживать одну реструктуризацию за другой. Таким образом разрушаются трудовые коллективы, выхолащивается сама суть профессии, теряются навыки и размывается смысл наших профессиональных обязанностей», – говорит Лоран Брен. По его словам, «работников, которые не могут трудиться в полную силу, нередко в открытую принуждают к увольнению. Речь идёт прежде всего о пожилых людях, инвалидах, о тех, кто не в состоянии выполнять определённые задачи, или чьи умения уже не востребованы». А генеральный секретарь отраслевого отделения «Unsa» Роже Дилленсежер сообщил, что «уже пятый год подряд главной темой обязательных ежегодных
переговоров остаётся вопрос о замораживании зарплат».
«В этих хаотических условиях, когда дробятся профессии и уходят опытные работники, происходит уничтожение государственной железнодорожной отрасли», – уверен Роже Дилленсежер. И каждая очередная реорганизация «неизменно оборачивается уменьшением количества рабочих мест». «Сокращается число операторов, работающих с клиентами, всё чаще привлекаются подрядчики. Это ведёт к запланированному развалу системы», — предупреждает Лоран Брен, который опасается, что в SNCF, как и в частных компаниях, «увольнения станут одним из методов управления». Словом, как написано в листовках, призывающих к участию в акции 4 июня, «чаша терпения переполнилась».