LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Ливия — история французского фиаско.

Оказывая поддержку войскам фельдмаршала Хафтара, стремящимся захватить Триполи, Франция надеется наконец воспользоваться плодами ужасного военного вторжения, которое в 2011 году ввергло Ливию в хаос.

Оказывая поддержку войскам фельдмаршала Хафтара, стремящимся захватить Триполи, Франция надеется наконец воспользоваться плодами ужасного военного вторжения, которое в 2011 году ввергло Ливию в хаос.

15 сентября 2011 года Николя Саркози, которого «мятежное» население Бенгази считает настоящим героем, вышел к трибуне после обязательных официальных церемоний, озвученных Мустафой Абд-аль-Джалилем, главой Переходного национального совета. За спиной президента Франции стояли премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, министр иностранных дел Соединённого королевства Уильям Хейг, его французский коллега Ален Жюппе и вездесущий Бернар-Анри Леви, известный всему миру как организатор франко-британского военного вторжения в Ливию под эгидой НАТО. «Молодёжь Бенгази, ливийская молодёжь, молодые арабы! Франция выражает вам свою дружескую симпатию и поддержку. Вы хотели мира, вы хотели свободы, вы хотите экономического прогресса. Франция, Великобритания и Европа всегда будут рядом с народом Ливии».

После провала «тунисской революции», в ходе которой Франция публично предложила диктатору Бен Али воспользоваться её технологиями поддержания общественного порядка, президент Республики, видимо, решил, что ему удалось войти в историю по ковровой дорожке, когда предоставил французским транснациональным корпорациям самые лакомые кусочки добытого огромного нефтяного пирога. Вопреки резолюции Совета безопасности ООН, которая ограничивала задачи франко-британского военного вторжения исключительно защитой мирных жителей Бенгази от танков Муаммара Каддафи, войска Франции и её британских партнёров вступили в настоящую войну на стороне повстанцев, преимущественно исламистов, среди которых были люди, близкие к Аль-Каиде,[i] и в итоге уничтожили главу ливийского государства.

После недолгой эйфории 15 сентября Ливия начала постепенно погружаться в хаос гражданской войны. С 2014 года три соперничающих правительства и разнообразные отряды самообороны с оружием в руках оспаривали контроль над территорией страны и её нефтяными терминалами. Это были правительство Палаты представителей, известное под названием «правительство Тобрука», подчинявшееся вооружённым силам генерала Халифа Хафтара и располагавшееся на востоке страны, и его оппонент – правительство Всеобщего национального конгресса, оно же «правительство Триполи», созданное под эгидой ассоциации «Братья-мусульмане»,[ii] которую финансировали Катар и Турция. Третий кабинет министров, именовавшийся «правительством национального единства» и возглавляемый Фаизом Сарраджем, был создан в 2016 году благодаря посредничеству ООН и частично базировался в Тунисе, но очень скоро его власть была свергнута «правительством Тобрука».

Неоднократно предпринимались попытки примирения, но под давлением французских властей все они заканчивались неудачей. 25 июля 2017 года Фаиз Саррадж и Халифа Хафтар на встрече, проходившей в окрестностях Парижа, договорились вести совместную работу по выводу страны из состояния хаоса. Годом позже они даже решили вместе организовать всеобщие выборы. Однако эта надежда рухнула в ноябре 2018 года, когда фельдмаршал Хафтар бойкотировал международную конференцию в Палермо.

Халифа Хафтар, поддержанный Францией, ОАЭ и Египтом, постепенно приобрёл очень большое влияние в Ливии благодаря своим многочисленным атакам и установлению в июне 2018 года контроля над двумя крупнейшими месторождениями нефти, находящимися на северо-востоке страны, в регионе, известном под названием «нефтяной полумесяц». К тому же в январе 2019 года ему удалось завладеть огромной территорией Аль-Харара, расположенной на пустынном юге страны. В условиях постоянных политических и дипломатических блокад эти военные успехи могут служить объяснением недавнему нападению на Триполи и ожесточённым боям, которые войска, верные фельдмаршалу, ведут против частей, подчиняющихся правительству национального единства.

Халифа Хафтар, который, если верить его пропагандистам, есть не кто иной как «ливийский Де Голль», своими успехами обязан незаметным иностранным советникам, а также подразделениям специального назначения, созданным в его войсках. В июле 2016 года Франсуа Олланд объявил о гибели трёх агентов французской разведки DGSE при «инциденте» с вертолётом, принадлежащим армии фельдмаршала Хафтара. Президент Франции назвал случившееся «инцидентом», а исламистские отряды самообороны заявили, что им удалось сбить летательный аппарат, и в подтверждение предоставили фотографии.

Позиция Парижа по этому вопросу совершенно понятна: ещё до свержения Муаммара Каддафи французские транснациональные компании, в том числе нефтяной гигант Total, подписали несчётное количество договоров с руководством переходного периода, получив от него обещание предоставить немалую долю месторождений «чёрного золота». Эти обещания так и не были выполнены из-за развала органов государственной власти и сползания Ливии в пучину гражданской войны.

Наряду с многочисленными случаями иностранного вмешательства, у Парижа и Рима появился ещё один, более завуалированный предмет противоречий, связанный с кризисом в Ливии. С крушением прежнего режима в 2011 году транснациональная нефтяная компания ENI, принадлежащая Италии, бывшей колониальной державе, начала терять прежнее влияние. Итальянская ежедневная газета «La Stampa» приводит слова египетского наёмника, захваченного в бою: «Франция помогает Хафтару в достижении его целей — завладеть городом Триполи, и ради этого разворачивает свои вооружённые формирования на территории Ливии».

Общеизвестно, что Франция поддерживает «ливийского Де Голля», однако этот факт не лишён некоторой пикантности. В 2011 году Франция, возглавляемая Саркози, выступала плечом к плечу с Катаром в стремлении свергнуть режим Каддафи, и власти этой страны развернули свои специальные подразделения за несколько недель до начала натовских бомбардировок. А Эммануэль Макрон, с тех пор дистанцировавшийся от своего ближневосточного партнёра, сегодня отправляет французских солдат на бой с прежними союзниками, поскольку Катар поддерживает «правительство» в Триполи.

[i] Организация запрещена в РФ – прим ред.

[ii] Организация запрещена в РФ – прим ред.

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »