Европа, как её видят Марин ле Пен и Жордан Барделла: ездить, но не переезжать.

Грегори Марен

Основной идеей проекта, представленного вчера в Страсбурге лидером партии «Национальное объединение», является так называемый «локализм», отражающий взгляд на «Европу наций» сквозь призму идентичности.

«Человеческое измерение» – так определяет Марин ле Пен суть манифеста «За Европу наций», официально представленного вчера членам Европарламента. Всё выглядит очень логично: «локализм», за который она ратует сегодня, - это нечто большее, чем просто программа. Это целая экосистема, разработанная «Новыми правыми» и продвигаемая их сторонниками.

Один из них – Эрве Жювен, номер пять в предвыборном списке «Национального объединения», а некоторое время тому назад мог бы быть и номер один. С этим «специалистом по проблемам Европы, экологии, экономики и глобализма», быстро заслужившим репутацию «вдохновителя проекта для Европы», Марин ле Пен познакомилась в 2016 году на одном из обсуждений «экономической модели, навязываемой Евросоюзом». С тех пор она успела прочесть все написанные им работы. Лидер «Национального объединения» частенько ссылается на книгу Эрве Жювена «Политический момент» («Le Moment politique»), опубликованную в 2018 году с подзаголовком «экологический и антилиберальный манифест», когда заявляет (например, в своей речи в конференц-зале «La Mutualité» в начале февраля), что «время» «перемен» наступило. Излагаемая в этой работе доктрина «либерального национализма» соответствует официальному курсу, который проводят сегодня ле Пен и её однопартийцы. Однако автор черпал вдохновение и в других работах, создавая европейскую программу ультраправого политического объединения.

Экология и теория массового замещения.

«Экология - это совсем не то, что вам говорят. Это не парки ветрогенераторов и не пошлины на дизельное топливо», – говорил Эрве Жювен в начале 2019 года. В работе «Великое раздедение: за экологию цивилизаций» ( «La Grande Separation, pour une ecologie des civilisations»), написанной в 2013 году, он изложил свой особый взгляд на охрану природы: «Отсутствие границ для мобильности людей и защита экосистем – явления взаимоисключающие. Чтобы сохранять биоразнообразие, необходимо поддерживать различия между территориями. А это означает, что без границ не обойтись». Таким образом, автор проекта, не повторяя рассуждения Рёне Камю, всё же придерживается теории «массового замещения». «Многие французы живут с ощущением медленного вторжения, они будто вновь оказались в оккупации», – пишет он на страницах книги «Le Moment politique». Но самый явный намёк на «локализм» в вопросах идентичности прозвучал из уст Жювена 4 декабря 2013 года, на семинаре «Локализм и идентичность – ответ глобализму», организованном сторонниками идентичности в городе Севре: «Очень скоро нам предстоит осознать, что одно из достояний самых обездоленных людей – это их коллективная идентичность».

«По мнению сторонников идентичности, глобализация – это конец человеческой цивилизации, её культурных и этнических особенностей», – размышляет на страницах «Юманите» Сильвен Крепон, социолог, сотрудник Центра изучения радикальных политических течений (Orap) при Фонде Жана Жореса. В начале 1990-х годов следствием этой тенденции стало распространение, с лёгкой руки эссеиста Алена де Бенуа, дифференциализма в вопросах идентичности, «превратившегося в болезненный страх перед любым смешением, как биологическим, так и культурным». «Новые правые» будут использовать экологические доводы, проводя параллели между сохранением природных и культурных биотопов», – полагает Сильвен Крепон. Эта позиция оказалась близкой Жювену и Ле Пен. «Европа наций», за создание которой выступают «Национальное объединение» и его союзники, вполне допускает общение, но никак не одобряет смешения. Следует отметить, что в окружении Марин Ле Пен немало сторонников подобных идей. В 2013 году Филипп Вардон был не главой службы по связям с общественностью «Национального объединения» в преддверии европейских выборов, а одним из руководителей «Блока за идентичность». Именно в этом качестве он принял участие в написании книги «Анти-глобалист, про-локалист» («Anti-mondial Pro-local»), в которой показывается «перемещение тех или иных видов деятельности из-за перемещения людей» и обозначается «связь между «локализмом» и идентичностью». В этой работе Филипп Вардон позиционирует себя как «выходца из Ниццы, из Франции, из Европы»: «Европа – это географическая, историческая, культурная, духовная и... этническая сущность». Филипп Оливье, «специальный советник» Марин ле Пен, также не забывает свои основные принципы. Он всячески поддерживает «жювенизм», так как эта идеология близка к воззрениям Брюно Мегре, согласно которым существует «экология популяций, рассматриваемых как виды животных, распространённые на данной территории», о чём недавно напомнил исследователь Стефан Франсуа в беседе с корреспондентом агентства AFP. «Последователи Мегре, так же как и поборники идентичности, одержали победу, – сказал вчера в интервью «Юманите» директор Orap Жан-Ив Камю. – Их тезисы проложили себе дорогу, так что на сегодняшний день триединство «местность– нация–Европа» (сторонники идентичности – прим. ред.) удерживает довольно сильные позиции: выступление Марин ле Пен, посвящённое идентичности имело главным образом цивилизационную окраску».

 Окончательный отказ от идеи выхода из Еврозоны

13 февраля, выступая в коммуне Сент-Эбремон-де-Бонфоссе (департамент Манш), лидер «Национального объединения» официально признала «локализм» одним из элементов своей политической платформы. Незадолго до этого Эрве Жювен рассказал о «новой экономической модели», в рамках которой местные предпочтения будут играть ведущую роль в госзаказе и в распределении банковского финансирования: «Самое простое, что мы можем сделать, - это покупать товары у местных продавцов, а также иметь возможность жить там, где находятся наши корни, наша семья и все наши жизненные обязательства. Это и есть ключ к возрождению наших сельских территорий». Марин ле Пен видит в таком поведении один из способов борьбы «против массового импорта продуктов питания, который не приносит доходов в фонд социального страхования и противоречит санитарным нормам». Речь идёт о попытках обойти «соглашения о свободной торговле, которые становятся причиной разорения наших предприятий, дезорганизации в отрасли и даже самоубийств среди наших сельхозпроизводителей».

Для полноты картины лидер «Национального объединения» сообщила вчера о своём желании предпринять ряд шагов по противодействию социальному демпингу. Например, ввести правило «национальной ответственности предприятия», которое запрещало бы компаниям, перемещающим свои производственные мощности, прибегать к найму «низкооплачиваемых командированных сотрудников», и закрыло бы доступ на рынки госзакупок предприятиям, не желающим платить налоги во Франции. Сильвен Крепон подчёркивает, что идея «локализма», который, пусть даже только на бумаге, должен придать новый импульс развитию загородных территорий и перераспределить экономические активы, «может быть положительно воспринята населением этих территорий, которому живётся непросто». «Если рассматривать этот политический вектор в контексте выступлений «жёлтых жилетов», он покажется не таким уж нелепым», – отмечает эксперт.

С тех пор как перенос центра тяжести (с местного на национальный, а затем и на европейский уровни) и «одержимость идентичностью» стали уже привычным фактом, единственное, что вызывает удивление при чтении европейской программы, - это окончательный отказ от идеи о выходе из Еврозоны после многочисленных попыток отсрочить решение этого вопроса. В самом деле, продолжая настаивать на выходе из Еврозоны, лидеры «Национального объединения» усложнили бы свои отношения с европейскими союзниками по «Движению за Европу наций и свобод». «Например, Маттео Сальвини – выходец из партии автономистов, регионалистов, которая как раз развивала тему единой европейской валюты для установления альянсов с регионами», – напоминает Сильвен Крепон. Так что вычёркивание этой меры из программы «Национального объединения» выглядит вполне логично. Ведь ради удержания союзников чем-то приходится жертвовать.

Добавить комментарий


Обновить Защитный код