Аэропорты. Сенат сопротивляется, Министерство финансов стоит на своём, А VINCI выжидает

Марион д'Алар

«Сенат сделал решительный шаг. Отвергнув (246 голосов «против», 78 – «за») во время обсуждения законопроекта РАСТЕ приватизацию ADP, сенаторы выдвинули на первый план идейное большинство», – с удовлетворением заявил Фабьен Гэй, сенатор-коммунист от департамента Сена– Сен-Дени. Такое временное единодушие политиков объясняется, по его мнению, «совпадением интересов»: левые фракции (Объединение коммунистов, республиканцев, граждан и экологов и Социалистическая партия) открыто выступают против приватизации, а некоторая часть правых и ультралибералы (Республиканцы и независимые депутаты) занимают более «философскую» позицию, будучи убеждёнными сторонниками свободной конкуренции, но при этом считая недопустимым передавать «Аэропорты Парижа» исключительно под контроль частного капитала. В этом и состоит суть вопроса. Если государство продаст принадлежащие ему 50,6 % акций ADP, как того хочет правительство, оно полностью утратит контроль над самым большим оператором аэропортов Франции и крупнейшим предприятием такого рода в Европе.

Верхняя палата Парламента не пошла на поводу у исполнительной власти. «Теперь правительство должно прислушаться к мнению Сената, – продолжает Фабьен Гэй, – Приватизацию ADР не удастся осуществить втайне от совместной комиссии, созданной на паритетных началах» (в её состав входят 7 депутатов и 7 сенаторов). «Пока сенатор говорит о ситуации серьёзного социального кризиса, призывая к проведению широкого общественного обсуждения, в том числе и через референдум, правительство по-прежнему занимает догматическую позицию по данному вопросу», – утверждает экономист Жан Улен. – ADP – это источник ренты, а власти решили передать его в частные руки за сумму, которая, по разным оценкам, составляет от 8 до 10 миллиардов евро». Некоторые детали этой сделки вызывают у эксперта вопросы.

«Основу предлагаемого проекта составляет договор концессионного управления аэропортами на срок 70 лет. Нигде в мире подобные договоры не заключаются больше, чем на сорок лет», – объясняет Жан Улен. - ADP отличается рядом особенностей, которые нельзя не принимать во внимание, если мы ведём речь об утрате государственного контроля. В отличие от региональных аэропортов, которые уже перешли в частные руки, ADP является владельцем инфраструктуры и земельных участков и может считаться крупнейшим землевладельцем в северных и южных окрестностях Парижа. Это означает, что компания, которая одержит победу, получит нечто большее, чем возможность управления тремя столичными аэропортами на основании договора уступки». Список претендентов продолжает пополняться. В него уже входят английский, канадский и итальянский инвестиционные фонды, отделение банка «Креди Агриколь» и компания «Схипхол», управляющая аэропортами Амстердама. Но есть ещё один кандидат, которого считают фаворитом гонки. Это «аэропортовое» подразделение строительного гиганта Vinci.

«Пожалуй, у холдинга Vinci и в самом деле есть неплохие шансы на победу. Эта французская компания имеет стабильное финансовое положение и большой опыт в руководстве аэропортами как во Франции (речь идёт о 12 региональных аэропортах, в том числе о терминалах в Лионе и в Нанте – прим. ред.), так и за её пределами (в Бразилии, Чили, США, Японии, Швеции, Португалии и т. д. – прим. ред.)», – говорит Жан Улен. Самое недавнее её приобретение – лондонский аэропорт Гатвик, который в декабре прошлого года перешёл под контроль Vinci за 3 миллиарда евро. «Вместе с солидным послужным списком в активе Vinci есть и противостояние с властями Франции в вопросе о выплате компенсации за отказ Эммануэля Макрона от строительства аэропорта «Нотр-Дам-де-Ланд». Компания не забыла этого.», - отмечает осведомлённый источник. Компания Vinci, в 2011 году выигравшая тендер на строительство аэропорта в окрестностях Нанта и право управлять им в течение 55 лет, должна получить возмещение. Несмотря на то, что этот вопрос обсуждается без широкой огласки, если не сказать тайно, судя по всему, речь идёт о сотнях миллионах евро. Однако на самом деле компания Vinci сможет получить от государства вдвое больше. Дело в том, что приватизация ADP подразумевает выплату компенсаций миноритарным акционерам компании на общую сумму около двух миллиардов евро. Одним из таких акционеров, в свою очередь, является Vinci. Компании принадлежит 8 % акций ADP.

Выступая во вторник в Сенате, Фабьен Гэй обратился с вопросом к Брюно Ле Мэру, позволив себе непростительную дерзость: «Не на деньги ли налогоплательщиков компания Vinci собирается приобрести ADP?». Ответа от министра не последовало.

Добавить комментарий


Обновить Защитный код