LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Афганистан: 20 лет войны и странных переговоров

Что это? Показной оптимизм или на самом деле новые достижения? «У нас есть проект договора, который нуждается в доработке, чтобы стать договором в полном смысле этого слова», – сообщил корреспондентам «Нью-Йорк Таймс» специальный представитель США по Афганистану Залмай Халилзад.

Пьер Барбансе

Что это? Показной оптимизм или на самом деле новые достижения? «У нас есть проект договора, который нуждается в доработке, чтобы стать договором в полном смысле этого слова», – сообщил корреспондентам «Нью-Йорк Таймс» специальный представитель США по Афганистану Залмай Халилзад. Такое заявление он сделал по итогам шестидневных переговоров с эмиссарами талибов [i], проходивших в столице Катара Дохе. В переговорах приняли участие делегации Саудовской Аравии, Объединённых Арабских эмиратов и Пакистана – единственных стран, признавших в конце 1990-х годов режим «Талибана»[i]. Представители действующего афганского правительства на встречу приглашены не были. Согласно официальной информации, талибы [i] хотят получить план вывода иностранных войск с территории Афганистана, при этом США добиваются от них гарантий того, что эта страна больше не будет служить базой для экстремистских группировок, готовящих нападения на другие страны. Обсуждались также вопросы прекращения огня, обмена пленными и интеграции «Талибана»[i] в политический процесс без ущерба для легитимности законного правительства Афганистана.

Такие встречи проводятся не впервые, но, похоже, что на этот раз был достигнут значительный прогресс, в частности по вопросу о вовлечения талибов в политический процесс. Правда, последние подчёркивают, что на сегодняшний день это не обязывает их прекратить огонь и начать переговоры с правительством Афганистана, которое талибы [i]считают «марионеткой» Вашингтона. Новый этап отражает изменившиеся отношения в регионе. Ещё в 2010 году крупнейший военачальник талибов [i] мулла Абдул Гани Барадар, захваченный в Карачи пакистанскими спецслужбами при помощи ЦРУ, проявлял заинтересованность в переговорах о мире. Он даже общался с тогдашним президентом Афганистана Хамидом Карзаем. Но Исламабад положил конец этим шагам к сближению, отправив муллу за решётку! Его освобождение в октябре 2018 года, которое, по словам официального представителя «Талибана»[i] Забиуллы Муджахида, стало возможным «благодаря недавно установленным контактам с американцами», можно считать признаком изменившейся позиции Пакистана. Иной стала и стратегия «Талибана»[i], восстанавливающего отношения с Россией и с Ираном. Боевики «Исламского государства»[i] закрепились в Афганистане и ведут войну с талибами [i] и с афганскими силами безопасности в некоторых регионах страны.

Афганское правительство вынуждено прилагать усилия для того, чтобы не оказаться на обочине политической жизни, а между тем рейтинг народного доверия к нему достиг рекордно низких значений. Правительство упрекают в неспособности обеспечить безопасность, решить экономические проблемы, обуздать возрастающую коррупцию и т. п. «Я призываю талибов [i] (…) проявить волю, достойную афганцев, пойти навстречу жителям страны, требующим мира, и начать серьёзные переговоры с афганским правительством», – заявил президент Ашраф Гани на следующий день после встречи со спецпредставителем США по Афганистану Залмаем Халилзадом. Выступая в четверг на экономическом форуме в Давосе, Ашраф Гани сообщил, что с момента его избрания на пост президента в сентябре 2014 года погибло 45 000 сотрудников афганских сил безопасности (в среднем более 28 человек в день).

Поспешность, с которой действуют США, свидетельствует о несостоятельности военной стратегии, в течение нескольких десятилетий проводимой ими на Ближнем Востоке, в Афганистане, Ираке и Сирии. Дональд Трамп уже много месяцев говорит о выводе 14 000 военнослужащих с территории Афганистана. Собираясь построить в своей стране стену для ограничения иммиграции из Мексики, американский лидер пытается показать, что он заботится не о мире во всём мире, а о судьбе Соединённых Штатов. «Америка превыше всего», – провозглашает Трамп. Впрочем, это не мешает ему мыслить с позиций геополитики и геоэкономики. Его конечной целью остаётся блокада Ирана и главным образом Китая. Для этого необходимо покончить с «горячими точками» и с нестабильностью в ближневосточном регионе, осложняющими реализацию его новой стратегии. Трамп заявил о готовности вернуть в Афганистан и Сирию войска, если в этом возникнет необходимость. Также американский лидер решил оставить разведку США в Афганистане и сохранить военное присутствие в Ираке. Генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг по прошествии почти двадцати лет на полном серьёзе заявил: «Мы не задержимся дольше, чем требуется».

[i] Запрещённая в России организация – прим. ред.

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »