Что будет, если Брюссель остановит создание нового европейского гиганта железнодорожной отрасли? Ожидается, что решение по этому вопросу будет вынесено 18 февраля 2019 года. Однако многочисленные слухи, роящиеся в кулуарах штаб-квартиры Евросоюза, утверждают одно: слияния Alstom и Siemens не будет. Хранитель свободной и непреступной, как крепость, конкуренции в лице Европейской комиссии, опасается того, что будущее формирование займёт положении монополиста и сможет уничтожить конкуренцию. «Меньше конкуренции будет означать, что европейцы станут платить больше при меньшем выборе и с меньшим количеством инновационных продуктов», — подчеркнула европейский комиссар по вопросам конкуренции Маргарет Вестагер в своей речи, произнесённой 9 января в Берлине.
Накануне решающего собрания, прошедшего в этот вторник в Брюсселе, Маргарет Вестагер провела несколько дополнительных встреч. Право первого выступления было предоставлено Брюно Ле Мэру. Министру экономики Франции дали всего один час на попытку убедить Европу в необходимости будущего слияния. Брюно Ле Мэр защищал свой проект, который, по его словам, станет «лучшим ответом на подъём могущества Китая в железнодорожной области. Лучшим и единственным» ответом. Представители профсоюзов выступили против чисто финансовой операции, нацеленной, по их мнению, только на то, чтобы удовлетворить акционеров.
И профсоюзных делегатов, противостоящих проекту французского правительства, вдруг услышали. «Мы увидели экспертов, которые хорошо владют темой и имеют реальные компетенции в железнодорожной области», — заявил Борис Аморо, уполнлмоченный от ВКТ в Alstom. Выступая перед европейским комиссаром, представители восьми французских и бельгийских профсоюзов сошлись в оценке ситуации. «Слияние несомненно приведёт к ускорению появления наших китайских конкурентов в Европе, а не оттолкнёт их», — заметил Клод Мандар, главный профсоюзный представитель CFC-CGC в Alstom. — Ведь китайцы нуждаются в промышленной базе для того, чтобы прийти в Европу, и те средства, которые предлагает руководство, а тем более намечающееся сотрудничество, станут для них возможностью приобрести эту базу за низкую цену».
Профсоюзы также беспокоит и социальная стоимость проекта. Ведь будущее объединение, которое оценивается в 470 млн евро, приведёт к устранению целой гаммы продуктов и сокращению возможностей в разработке проектов и производственных фондов. Что, в свою очередь, может привести к ликвидации от 4 000 до 7 000 рабочих мест в ближайшие годы». «Портфель заказов полон. В этом году доля Европы возросла в три раза: с 4 0% до 60 %. Наши рабочие площадки и проектные бюро перегружены», — объясняет профсоюзный делегат от ВКТ.
Министр экономики Франции использовал все имеющиеся средства убеждения, решительно заявив, что «отказ от слияния Alstom и Siemens станет экономической ошибкой и политическим промахом». Однако создалось впечатление, что аргументы Брюно Ле Мэра не убедили еврокомиссара. Маргарет Вестагер заявила, что её анализ влияния китайских компаний на рынок железнодорожного транспорта будет очень «детализированным» как в отношении вопроса о подвижном составе, так и в отношении системы дорожных знаков. Она также предупредила о том, что быть крупнейшим в своей области предприятием и европейским чемпионом в своей сфере – это не одно и то же, и не стоит путать эти понятия.
Ожидая решения, в прошлый четверг главы обеих компаний, похоже, находились в состоянии подготовки. «Мы продолжаем бороться. (…) Решение Европейской комиссии ожидается 18 февраля, но сегодня нет уверенности в том, что содержания нашего предложения будет достаточно», — заявил глава Alstom Анри Пупар-Лафраж во время презентации результатов, достигнутых компанией в прошедшем сезоне.
Стоит заметить, что возможное вето Брюсселя может возродить проект, предложенный ВКТ, который предполагает создание объединения по экономическим интересам (GIE), где «каждая компания на протяжении нескольких лет будет подчиняться общим стратегическим планам, ориентируясь на сотрудничество, а не на краткосрочную финансовую рентабельность». В этом проекте также предлагается, использовать 1,8 млрд евро специальных дивидендов, предусмотренных и обещанных акционерам в случае слияния, для инвестирования, обучения и найма на работу.