[TITLE]
  • Главная
  • О нас
  • l'Humanité
  • Новости
  • Статьи
  • Контакты
  • Что такое фашизм?
  • Главная страница 2017 » Декабрь » 21
    Размер минимальной заработной платы увеличивается на 12 евроцентов, однако правительство считает, что и это слишком много
    Пьер-Анри Лаб
    Экономика

    Пьер-Анри Лаб

    Получатели SMIC (минимальной заработной платы) практически не почувствуют поддержки, и это при том, что с 1 января её размер увеличится на 1,24 % (всего лишь!), что равняется дополнительным 18,20 евро в месяц (до уплаты налогов) при 35-часовой рабочей неделе. Как уверяет министерство труда, SMIC вырастет на чистые 35 евро (с учётом отмены социальных взносов). Вот только под прицелом министерства, в конечном итоге, находится сам принцип автоматической индексации.

    Что такое SMIC? «Минимальная межпрофессиональная возрастающая заработная плата» (SMIC) возникла 2 января 1970 года, трансформировавшись из SMIG (минимальная межпрофессиональная гарантированная заработная плата). Созданная в 1950 году, SMIG, начиная с 1952 года, индексировалась в соответствии с инфляцией, и вплоть до 1968 года её размер зависел от региона и определялся различным уровнем стоимости жизни. Пересматриваемая ежегодно 1 января, SMIC называется «возрастающей», поскольку индексируется в соответствии с ценами и зарплатами. Она увеличивается в зависимости от инфляции (кроме табачных изделий), рассчитываемой для 20 % самых малообеспеченных семей, и на половину увеличения базовой почасовой ставки рабочих и служащих (SHBOE). То есть SMIC - это минимальная почасовая оплата (9,76 евро «брутто» с 1 января 2017 года). Размер месячной SMIC рассчитывается на базе 151, 67 часов, что соответствует установленной законом 35-часовой рабочей неделе, которая умножается на 52 недели в году и делится на 12 месяцев.

    За некоторым исключением (работники с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды), ученики...), работодатели обязаны соблюдать принцип SMIC, включая и те случаи, когда коллективное соглашение предусматривает минимальную зарплату меньше установленного уровня. В тех случаях, когда средняя зарплата в отрасли выше, минимальная зарплата равняется по ней. SMIC может являться объектом «дополнительных мер поддержки» со стороны правительства. После закона, принятого 3 декабря 2008 года, такое дополнительное повышение правительство определяет, полагаясь на мнение им же назначенной «группы экспертов», состоящей из лиц, получающих отнюдь не минимальную зарплату: в неё входит, например, либеральный экономист Жильбер Сет, поддерживавший Эммануэля Макрона во время его президентской кампании, или Андре Зильберберг, который без колебаний обвинял «неортодоксальных» и «марксистских» экономистов в «ревизионизме»[1]. Термин, который не без умысла напоминает о крайне правых активистах, отрицающих существование газовых камер нацистов.

    2012 год. Последний «жест поддержки» со стороны правительства.

    Следуя рекомендациям доклада, опубликованного 1 декабря «группой экспертов», правительство в очередной раз не предоставило никаких дополнительных «мер для поддержки» минимального размера оплаты труда в 2018 году. В итоге МРОТ вырос всего лишь на 1,24 % (из них 1 % в связи с инфляцией, рассчитанной INSEE (Национальный институт статистики и экономических исследований) за период между ноябрем 2016 года и ноябрем 2017 года, и 0,24 %, соответствующих половине от увеличения базовой почасовой ставки рабочих и служащих (SHBOE)). Минимальный размер почасовой оплаты труда составил 9,88 евро «брутто», то есть повышение получилось на 12 евроцентов. Для одного месяца работы на полную занятость повышение составило всего лишь дополнительных 18,20 евро «брутто» (до вычета налогов). Последний раз правительство принимало подобные «дополнительные меры» 1 июля 2012 года. Пообещав в ходе своей избирательной кампании предоставить поддержку минимальной заработной платы, Франсуа Олланд, сразу же после избрания его президентом, сделал дополнительную надбавку в 0,6 % к автоматической индексации, в результате чего МРОТ выросла на 2 %, то есть на 22 евро в месяц за работу при полной занятости.

    До Олланда последние ощутимые увеличения минимальной зарплаты происходили в 2003-2005 гг., когда она увеличивалась в среднем на 5,5 % в год в процессе объединения различных МРОТ при переходе на 35-часовую рабочую неделю.

    Автоматическая индексация МРОТ под вопросом

    Но по мнению правительства и созданной им «группы экспертов», увеличение МРОТ на 12 евроцентов в час - это слишком много! В последнем докладе «экспертной группы» предлагается либо отменить любую индексацию, либо учитывать только инфляцию, вследствие чего, по их мнению, снизятся темпы роста МРОТ, и на 1 января её повышение составит всего 1 % (вместо 1,24 %). И если правительство, в лице Брюно Лё Мэра, отвергло первое такое предложение, утверждая, что «об этом речи не идёт», то к второму отнеслось более благосклонно, заявив, что «можно подумать над критериями индексации».

    Для обоснования своих предложений «группа экспертов» утверждает, что минимальная зарплата во Франции является одной из самых высоких в Европе, что, в свою очередь, может стать препятствием для конкурентоспособности предприятий.

    Старая песня, много раз повторяемая, и не находящая подтверждения в статистических исследованиях. Секторы, наиболее часто использующие труд получателей SMIC, не могут переместить свои рабочие места (имеются в виду персональные услуги, гостиничный и ресторанный бизнес, клининговые услуги, а также большие торговые сети).

    Чтобы поддержать свои предложения, эксперты внушают идею о том, что повышение МРОТ - не самый лучший способ борьбы с бедностью. Они утверждают, что «лишь 23 % из тех, кто пользуется повышением МРОТ, живут в семьях с доходами ниже уровня бедности». Иначе говоря, 77 % получателей МРОТ не нуждаются в его повышении, поскольку живут с теми, кто лучше них зарабатывает на жизнь. Тем же, кому не так повезло, доклад предлагает рассчитывать на «другие, более ориентированные средства, такие, например, как «премия занятости» (prime d’activite). Что косвенно доказывает: заработной платы за работу в условиях полной занятости недостаточно для достойного существования, она должна дополняться помощью со стороны местных органов власти, финансируемых за счёт тех, кто платит налоги. То есть владельцами капитала. На самом деле, индексация МРОТ в соответствии с почасовой базовой оплатой труда рабочих и служащих является объектом пристального внимания со стороны «группы экспертов» (а следовательно, и правительства) потому, что это «провоцирует сильную взаимосвязь между повышением МРОТ и повышением зарплат». Иначе говоря, повышение МРОТ влечёт за собой повышение зарплат в целом, которое, в свою очередь, вызывает повышение МРОТ. Именно этот порочный круг правительство и хочет разорвать!

    55,2 % получателей МРОТ – женщины

    На 1 января 2017 года 10,6 % работников получали минимальный размер оплаты труда, что составляет, согласно последнему исследованию министерства труда, опубликованному в декабре, 1,65 миллионов человек. 55,2 % получателей минимальной зарплаты - женщины. Среди тех, кто работает в условиях неполной занятости, получатели МРОТ составляют 24,2 %; среди тех, кто работает на полную занятость, их меньше - 7,5 %. 44 % получателей МРОТ работают на сверхмалых предприятиях (до 10 работников). На долю объединённых сфер «гостиничного, ресторанного и туристического бизнеса» приходится наиболее значительная часть получателей МРОТ (30 %); внутри этого объединения, в сфере «предприятий быстрого питания», работают 65 % получателей МРОТ, далее следуют  «швейная, кожевенная и текстильная промышленность» с 23 % и сфера услуг с 12,2 %.


    [1] «Le Negationnisme economique et comment s’en debarasser» («Экономический ревизионизм и как от него избавиться»), изд. Flammarion, 2017.

    Категория: Экономика | | Теги: SMIG, SMIC, МРОТ
    Всего комментариев: 0
  • Главная страница
  • Соц. сети: