[TITLE]
  • Главная
  • О нас
  • l'Humanité
  • Новости
  • Статьи
  • Контакты
  • Что такое фашизм?
  • Главная страница 2017 » Октябрь » 25
    «Масляный кризис», или «Когда законы рынка ведут к дефициту».
    Мари-Ноэль Бертран, Жерар Ле Пюиль
    Экономика

    Мари-Ноэль Бертран, Жерар Ле Пюиль

    Перепроизводство и переговорные игры: конечно, кризис - это реалии наших дней, но создаётся впечатление, что дефицит товаров на полках супермаркетов специально спровоцирован агропромышленным комплексом, никогда не упускающим случая нажиться.

    «Я здесь не для того, чтобы намазывать масло на бутерброды», - утверждал Эммануэль Макрон в октябре 2016 года, в начале своей предвыборной кампании. Будущий президент Французской республики даже не подозревал, насколько удачно он выразился. Год спустя, «масляный кризис» прочно вошёл в нашу жизнь: занял место на страницах газет, а на полках супермаркетов начала ощущаться нехватка пачек масла. Некоторые политики даже используют сложившуюся ситуацию в качестве маркетингового хода. Вчера министр сельского хозяйства Стефан Травер, выступая на «Sud Radio», окончательно признал: «Наш национальный рынок испытывает дефицит поставок (...) сливочного масла». «Но эта нехватка не продлится долго, так как в любом случае в нашей стране доля молочного производства весьма значительна», - тут же заверил он. Так просто? На вряд ли. Ведь «масляный кризис» является следствием комбинации сложных причин, вызванных (вот парадокс!) перепроизводством молока и переполнением рынков.

    В течение последних четырёх лет мы наблюдаем возобновление спроса на сливочное масло. Долгое время критикуемое за его якобы негативное влияние на здоровье и недавно реабилитированное учёными, сливочное масло вновь занимает почётное место на нашем столе (не без помощи кампаний против пальмового масла, в которых также приняли участие производители пищевой промышленности). В 2015 году McDonald’s решил ввести его в состав фритюра, что существенно, учитывая глобальные масштабы этой сети. Увеличивается спрос на этот продукт и в странах с развивающейся экономикой, особенно азиатского региона: например, Китай на 25% увеличил потребление сливочного масла, половина которого поступает из Франции. В конечном итоге, за период 2013-2015 гг. спрос на масло во Франции вырос на 5 %, тогда как в мировом масштабе эта цифра составляет 2,5 %.

    От перепроизводства молока к дефициту жира

    Стоит, однако, отметить, что на фоне выросшего спроса на сливочное масло наблюдается общемировое снижение производства молока. Такая ситуация возникла в связи с отменой в 2015 году квот на производство этого продукта, что привело к его перепроизводству. После введения Россией продовольственного эмбарго (с 2014 года) рынок этой страны закрылся для европейского молока, и его производителям стало трудно сбывать свою продукцию. Стоимость молока упала, потянув за собой и доходы животноводов. Волей-неволей последним пришлось нажать на тормоза.

    В июньской аналитической записке Cniel («Национальный межпрофессиональный центр молочной экономики»») отмечается, что в период с 2015 г. по 2016 г. производство молока во Франции снизилось на 2,8 %. В качестве одной из причин этого явления Cniel называет «проблемы с денежной наличностью, особенно чувствительные в животноводческих хозяйствах». Франции становится сложнее удовлетворять возросший спрос населения на сливочное масло.

    «Некоторые животноводы вынуждены были сократить поголовье скота. Другие изменили кормовую систему, чтобы уменьшить себестоимость литра молока. От этой тенденции пострадало и производство масла, для приготовления которого нужно молоко 44 % жирности, - напоминает Филипп Грегуар, животновод, член Национального движения скотоводов (департамент Мен и Луара). - Коровам для этого нужно давать пищевые добавки. Но у многих производителей больше нет средств на то, чтобы их покупать. Отягчающим обстоятельством послужило и то, что когда в 2007-2008  гг. холодильники были переполнены маслом, с которым мы не знали, что делать, сельскохозяйственная политика начала поощрять производство менее жирных продуктов». «До этого молоко с содержанием жира более 38 г. на килограмм очень ценилось, - говорит Лоран Пинатель, официальный представитель Крестьянской конфедерации. -С тех пор всё изменилось. Были наложены ограничения на содержание жиров, а производство переориентировано на менее калорийные корма, такие, как рапс». Пинатель  напоминает: «...масло - это молоко, из которого убрали сливки. А в остатке получается молочный порошок 0 % жирности, который практически ничего не стоит на рынке. Многие производители отказались от масла и его порошковых отходов, чтобы делать сыр, который имеет более высокую цену».

    Большой обман с нехваткой масла

    Достаточно ли этих аргументов для того, чтобы объяснить, почему полки магазинов становятся пустыми? Нет, заявляют многие действующие лица. «Мы присутствуем при ультраспекулятивной манипуляции лжецов», -заключает Лоран Пинатель. Игра, в которой правила устанавливают производители, а в итоге происходит уменьшение производства масла. Чувствительное снижение предложения и повышение спроса: чуть больше полугода назад цены на масло на мировых рынках резко пошли вверх (с 2,50 евро за килограмм (примерно) в 2016 году они поднялись до 7 евро). «Гораздо выше цен, объявленных европейскими рынками», - объясняет Андре Боннар, генеральный секретарь Федерации производителей молочной продукции. «Производители в перерабатывающем секторе, те, кто изготавливают масло, начали видеть более интересные рынки сбыта за пределами Европы и воспользовались этим, чтобы поднять свои тарифы», - продолжает он. Первыми, испытавшими на себе резкий скачок цен, стали кондитеры. Причём ситуация создалась столь критическая, что некоторые PME (малые и средние предприятия) были вынуждены перевести своих работников в статус частично безработных по техническим причинам. Что же касается крупных торговых сетей, то они пытаются сопротивляться давлению. В ходе последних коммерческих переговоров в феврале 2017 года была достигнута договорённость о покупке масла у производителей по цене 5 евро за килограмм. Крупные сети отказываются покупать масло по более высокой цене. Производители, со своей стороны, отказываются его продавать по курсу ниже того, что принят на мировом рынке. Кто «прячет жиры» в этой истории? На этот счёт существуют разные мнения. Некоторые обвиняют крупные супермаркеты в том, что они хранят запасы масла в холодильниках. Другие нападают на производителей перерабатывающей сферы. «Как бы то ни было, дефицит на полках супермаркетов является, в итоге, полностью спланированным!» - заявляет Андре Боннар. А пока некрасивая история, в которой «замазано» сливочное масло, ещё не окончена.

    Закулисные переговоры

    «Из-за нехватки французского молока наши поставщики не в состоянии удовлетворить наши заказы на масло», - гласят объявления в супермаркетах. Конечно, имеется повышение спроса на масло и снижение мирового молочного производства. Но так называемый дефицит в основном поддерживается за счёт спекуляций. Если ведущие фирмы-производители масла связаны контрактами на один год и обязаны соблюдать цены, зафиксированные на момент подписания договора, то торговые марки дистрибьюторов и бренды «небольших цен» связаны контрактами на три или шесть месяцев, что оставляет дистрибьюторам пространство для манёвра, чтобы адаптироваться к колебаниям рынка. И осуществить давление на цены.

    Категория: Экономика | | Теги: Франция, масляный кризис
    Всего комментариев: 0
  • Главная страница
  • Соц. сети: