Университет. Parcoursup: первые итоги работы приложения и откровенная ложь

Оливье Шартрен

Поговорим о невыполненных обещаниях и не вызывающей доверия системе, работа которой основана на принципах неравенства и деления на социальные группы.

Спектакль окончен, до свидания! Первичная процедура работы Parcoursup закончилась 5 сентября, а официальные данные так и не опубликованы. Стоит довольствоваться скудной информацией, которую нехотя предоставляет нам министерство. Таким образом, по словам Фредерик Видаль, министра Высшего образования Франции, в пятницу, во время завершения дополнительного этапа, «были зачислены около 600 000 абитуриентов, а дела примерно 1 000 абитуриентов ещё рассматриваются ректоратом». Только министр «забыла» о 182 000 абитуриентах (количество на 5 сентября), которые «перестали участвовать в процедуре». Дело в том, что одни не сдали выпускной экзамен в школе, другие перешли на следующую ступень профильного образования, не пользуясь онлайн-системой (подготовительные классы в Высшие школы, частное образование, образование по периодам и т.п.). Третьи решили не продолжать обучение и занялись поиском работы. Необходимо упомянуть, что помимо них из системы были исключены около 40 000 абитуриентов, которые «не проявляли активности». Никакой информации о них у нас нет. После публикации цифр видно, что создатели Parcoursup не сдержали ни одного из своих грандиозных обещаний. Рассмотрим их подробнее.

  1. Положить конец несправедливому отбору абитуриентов путем проведения лотереи.

В 2017 году в лотерее участвовало максимум 2 500 выпускников, поступающих по самым востребованным направлениям (спорт, право, психология…). На 627 000 абитуриентов это равняется 0,4 %… Тем временем последние пять лет университет каждый год принимает от 20 000 до 40 000 новых студентов. Решила ли онлайн-система эту проблему? Как заявил генеральный секретарь Национального профсоюза работников системы высшего образования Эрве Кристофоль – особого успеха система не достигла. «Искать средние баллы с тремя, пятью, шестью знаками после запятой, чтобы отобрать 2 000 абитуриентов, совершенно неразумно!» − утверждает он. Некоторые из его коллег считают такой метод завуалированной формой лотереи. Это не просто несправедливость, а даже скорее проявление лицемерия. У этого метода также есть побочный эффект: если в прошлом году учителя средней школы ставили ученикам оценки, в основном, не принимая во внимание значение данных оценок в онлайн-системе, то с этого года ситуация изменится. Следует ожидать, что система станет косвенно влиять на характер отношений между учителями и преподавателями, что приведёт к негативным последствиям.

  1. Ввести занятия по закреплению знаний для абитуриентов в рамках программы «да, если…»

Правительство дало и другое обещание: проводить «индивидуальный подход», а при необходимости - проводить дополнительные занятия «по закреплению знаний». «Для внедрения метода «да, если…» имелись деньги, − подчеркивает Джули Ле Мазье, преподаватель политических наук в университете Сорбонна Париж-I, − Но их было недостаточно для удовлетворения всех требований». «Увидев, какой беспорядок царит в начале этого учебного года, многие университеты не стали применять эту программу» − подтвердил Эрве Кристофоль. Действительно, процедура идет очень медленно − огромное количество студентов только зачисляются в университеты, в то время как занятия уже возобновились, и принятие студентов в учебные заведения уже закончилось… А вполне возможно, что именно этих «поздних» студентов придётся переобучать.

  1. Решить проблему путём дискриминации детей из семьи рабочих.

Газета «Le Parisien» сообщает, что примерно три четверти выпускников, которые по итогам первичной процедуры не попали в список зачисленных в университет, происходили из семей рабочих или технического персонала. До появления Parcoursup среди студентов университета насчитывалось не более 11% выходцев из семей рабочих. «Сколько же таких студентов останется теперь? − задается вопросом Брендан Шабан, член профсоюза «Солидарность, Единство и Демократия», − Они сталкиваются с практикой деления студентов на социальные группы. При этом сложнее всего добиться зачисления именно выпускникам, живущим в рабочих кварталах». Социолог из университета Экс-Марсель Корин Эйро подчеркивает, что «всем известные предварительные условия, проведение онлайн тестов, все эти меры провоцируют самоцензуру: не у всех хватает решительности пройти их до конца из-за неуверенности в себе. Мы знаем, что эта самоцензура гораздо более жесткая в низшем классе общества – а также среди девушек».

  1. Принять меры против неудач в учебе.

Вероятно, сторонники Parcoursup кричат об этом громче всего, размахивая данными – 60 % студентов потерпело провал во время обучения в университете. Parcoursup распределяет студентов по направлениям с учетом их способностей. Таким образом, человек не может быть зачислен случайно или по прихоти, и, следовательно, не потерпит провал во время учебы. Провал или, скорее, переориентация? Эрве Кристофоль напоминает: «что касается выпуска 2008 года, в то время как четверть студентов сменила специальность в процессе учебы, 80 % студентов получили диплом: это одно из лучших процентных соотношений, которые когда-либо фиксировал мониторинг Организации экономического сотрудничества и развития». В работе Parcoursup же напрочь отсутствует логика. Теперь не студент выбирает, куда ему пойти. «Распределяет студентов по направлениям подготовки теперь сама образовательная система, − уточняет Корин Эйро, − Что означает следующее: отбором теперь занимается университет». Абитуриенты стоят перед перспективой отправиться учиться туда, где есть место, вне зависимости от собственного желания. Только вот «мотивация в учёбе крайне важна» − напоминает Эрве Кристофоль. С таким подходом количество неудачных студентов может оказаться таким же, если не большим, чем прежде. Возможно, конечно, что создатели системы задумывали совершенно иное.  По словам Корин Эйро, «Parcoursup не провалился, если цель была внушить молодому поколению, что поступление в университет больше не является их неотъемлемым правом. В этом онлайн-система преуспела».

Профсоюзы и ассоциации приходят на помощь выпускникам, не зачисленным в университет.

Во многих университетах подходит к концу первый месяц занятий. Тем временем огромное количество молодежи по-прежнему ожидает своего зачисления в учреждения высшего образования. В данных условиях члены профсоюза лицеистов (UNL), Федерация родительских советов учащихся FCPE и профсоюз адвокатов Франции (SAF) продолжают прилагать усилия, чтобы помочь выпускникам добиться зачисления в университет. Они также поддерживают тех, кто намерен отстаивать свои юридические и административные права через платформу sos-inscription.fr, где они могут детально обрисовать свою ситуацию.

Добавить комментарий


Обновить Защитный код