Первые противодействия граждан грядущей пенсионной реформе

Себастьян Крепель

Вопросы из зала нарушили стройно выстроенные аргументы.

В четверг утром, стоя перед входом в зал им. Дюфриш в г.Монтрёй (департамент Сена-Сен-Дени), верховный комиссар по делам пенсионной реформы Жан-Пол Делевуа дал обещание, что она будет проведена. Чиновник прервал свою речь, чтобы поприветствовать генерального секретаря Французской коммунистической партии Пьера Лорана, пришедшего поддержать манифестантов, выступающих против правительственного проекта по введению бальной системы пенсионного обеспечения: «Мы дадим детальные ответы на ваши вопросы». Несмотря на расточаемую любезность и щедрые обещания, Жан-Полю Делевуа так и не удалось заручиться поддержкой участников первого из восьми региональных «гражданских семинаров», призванных продемонстрировать намерение исполнительной власти вести с гражданами диалог по пенсионному вопросу.

Для сотни заранее зарегистрированных приглашённых была подготовлена тщательно продуманная презентация, в ходе которой объяснялись цели нововведений и делались обнадёживающие заявления. Верховный комиссар говорил о новой, «более справедливой и более стабильной», универсальной системе, «основанной на распределении», системе с «общими правилами», «которая позволит контролировать опасности» будущего в этом «непредсказуемом мире». «Этот проект вписывается в общую тенденцию государства для всех, к которому стремились «Национальный совет Сопротивления» (CNR) и основатели социального обеспечения в 1945-1946 годах, - заявил Делевуа, при этом несколько раз упомянув имя генерального директора социального обеспечения («Secu») Пьера Ларока (1), но ни разу не упомянул министра труда и социального обеспечения в первом правительстве Рамадье (январь-октябрь 1947г.), члене компартии Амбруазе Круаза.

 Участникам семинара показали кадры, которые рассказывали о «несправедливостях», порождённых существованием 42 различных систем пенсионного обеспечения, действующих на сегодняшний день во Франции. Приводились примеры стандартных трудовых биографий служащих, получающих одинаковые оклады и имеющих схожий карьерный путь. В официальных брошюрах можно было прочитать следующее: «Катрин работает в частном секторе, а Надя – в государственном. Им обеим по 62 года, и у каждой из них по двое детей. Но они обладают разными пенсионными правами: первая будет получать «полную пенсию», а вторая – нет». Ниже читаем: «Доминик и Кристиан, имеющие каждый по 41,5 лет общего трудового стажа, но работавшие попеременно то в частном секторе, то в государственном, тоже не будут получать одинаковую пенсию. У одного она будет 1151 евро, а у другого --1 074 евро». И так далее. Универсальный бальный режим начисления пенсий, основанный на принципе «один евро взносов даёт одинаковые права для всех» при выходе на пенсию (о чём было обещано супругой Эммануэля Макрона), должен покончить с таким неравенством. «Реформа – это вопрос справедливости, а не бюджета», - уверяет Жан-Пол Делевуа.

Однако после этой прекрасной презентации люди стали приставать с вопросами. Аудитория была уверена, что пенсии – это весьма политический вопрос. Известно, что между пенсионными режимами существуют различия, и один из участников семинара потребовал начать изучение этого вопроса с конкретных «трудных условий», в которых оказались конкретные работники. В связи с этим возникает вопрос, не выполняют ли компенсационные «надбавки» и «поощрения» функцию «инструментов равенства [в условиях существующих] различий»? Ещё один участник встречи раскритиковал тот факт, что информация об относительной доле пенсий в совокупности накопленных средств была представлена «спекулятивно». «Эти средства удваиваются за тридцать или сорок лет, и если в этот период мы перейдём от 14 % к 18 % ВВП, то в чём же тогда будет состоять проблема?», - спрашивает он. Третий участник «гражданского семинара» хотел узнать, почему «финансирование пенсий ограничивается одним только фондом заработной платы, вместо того чтобы использовать совокупность созданных в результате трудовой деятельности богатств, большая часть из которых минует работников и уходит, например, в финансовую сферу?»

В течение всего утра верховный комиссар и его команда, сменяя друг друга во время обсуждений, пытались общим консенсусом прийти к решению, е выходящему за рамки правительственного проекта. Обложить налогами капитал? Они предполагают, что «Обобщённый социальный взнос» (CSG) позволяет это сделать. Назначить различные режимы и надбавки? «Мы не сторонники унификации», - уверял Жан-Поль Делевуа, обещая, что такие механизмы, как пособия вдовцам, надбавки за детей, учёт периода безработицы или болезни, а также минимальный размер пенсии сохранятся в новой системе. Вот только надо определить, каков будет характер их финансирования: посредством налогов или в виде взносов. По этому вопросу бывший мэр г. Бапом (партия «Союз за народное движение») пообещал внести уточнения в течение ближайших пятнадцать дней.

Верховный комиссар вновь подтвердил, что процедура распределения останется ключевым моментом пенсионной системы. Но это нельзя назвать веским аргументом в пользу нововведений, и это отнюдь не успокаивает волнений по поводу антираспределительного аспекта бальной системы пенсионного обеспечения. Сам Жан-Поль Делевуа не скупится на похвалы в адрес этой системы, которую он описывает как «полностью соответствующей профессиональной карьеры» работников. Однако такой подход может не только отражать профессиональную деятельность, но и увеличить все существующие несправедливости, возникающие при таком расчёте пенсии, который зависит от размера зарплаты и пройденного карьерного пути. Иначе говоря, все внесённые коррективы обернутся против ошибочно-равного принципа, заключающегося в наделении «одинаковыми правами за каждый вложенный евро». Принципа, который в действительности неблагоприятно скажется на тех, кто получал маленькую зарплату, и тех, в чьей карьере было несколько перерывов. Ни одно из заявлений выступавших не смогло успокоить беспокойство, возникшее по поводу этих важнейших моментов. Более того, подтвердились опасения, которые были вызваны недомолвками и оговорками, прозвучавшими со стороны экс-министра правительства Жака Ширака, например, признание о резком снижении размера пенсий для будущих пенсионеров. Так что сейчас главная задача - наложить запрет на любое решение, которое «влияет на будущие поколения». То есть, это запрет на введение пенсионного режима в долговое бремя из-за дефицита в случае нехватки ресурсов для финансирования пенсий. На этой стадии было бы весьма полезно взглянуть на то, что происходит в других странах Европы, чтобы дать участникам встречи полную картину. Познакомившись с зарубежным опытом, они смогли бы убедиться в том, что бальная система начисления пенсий, действующая, например, в Дании, - это так называемая система c заранее «определённым взносом», то есть система, в которой априори известно, какие нужно делать взносы, но неизвестно, что будет в итоге получено. В результате, в случае финансовых трудностей пенсионного режима, риски будут переложены с фондов на самих пенсионеров, пенсии которых могут быть скорректированы в сторону уменьшения. И наоборот, в пенсионной системе, основанной на ежеквартальных расчётах, которая на сегодняшний день действует во Франции, размер пенсий гарантируется на основе доли самой высокой зарплаты: в данном случае речь идёт о системе с заранее «определёнными выплатами», и именно фонды подвергаются финансовым рискам режима пенсионного обеспечения, посредством регулирования параметров, касающихся продолжительности выплаты взносов или возраста выхода на пенсию.

Выступая на «гражданском семинаре», Жан-Поль Делевуа не сказал ни слова об опыте иностранных пенсионных систем, которыми был вдохновлён новый французский проект и некоторые аспекты которых подлежат пересмотру. Следовало бы тщательнее изучить вопрос о том, как пенсионные системы в других европейских странах работают с наиболее уязвимыми слоями населения. Но верховный комиссар всё же подготовил людей к «ложке дёгтя», сказав, что пенсионеры сами прекрасно осознают свою уязвимость перед рисками экономической жизни.

Жан-Поль Делевуа настаивает на том, что «это не реформа, а установление новой системы». Но в виду серьёзности существующих ставок и предстоящего потрясения, встаёт вопрос о том, что же следует узаконить. В связи с этим один из участников встречи потребовал расширить обсуждения, подключив к дебатам всех граждан, а не только 800 избранных участников семинаров. Бывший президент «Ассоциации мэров Франции» Делевуа ожидает, что мэры городов проведут «педагогическую» работу для осуществления реформы, чтобы преодолеть «страхи перед индивидуальными последствиями» для пенсии каждого гражданина. По мнению одного из участников семинара, активиста Компартии Франции, необходимо провести общенациональный референдум. Эта идея была отклонена верховным комиссаром, который, однако, пообещал вести диалог по-честному и «интегрировать» в результаты «общения» даже те предложения, с которыми он не согласен.

(1) Пьер Лароке (1907-1997 гг.) - старший государственный служащий, известен как «создатель системы социального обеспечения».

Добавить комментарий


Обновить Защитный код