[TITLE]
  • Главная
  • О нас
  • l'Humanité
  • Новости
  • Статьи
  • Контакты
  • Что такое фашизм?
  • Главная страница 2018 » Март » 30
    28 марта 1948. Пёс Пиф появляется на страницах «L’Humanité»
    Николя Девер-Дрейфюс
    Культура и искусство

    Николя Девер-Дрейфюс

    Для читателей «L’Humanite» это было как гром среди ясного неба! 26 марта 1948 года – в это день появляется историческое объявление: «Внимание! Внимание! Начиная со следующего воскресенья – пёс Пиф!». Чуть позже публикация появилась в «L’Humanité Dimanchе»

    День рождения надо отпраздновать достойно. Давайте посмотрим, что же происходило в мире то время? После того, как 4 мая 1947 года Рамадье[1] под американским давлением удалил из правительства министров-коммунистов, чья вина состояла в том, что они не поддержали режим жёсткой зарплатной экономии и войну в Индокитае. Страну захлестнул волна социальной конфронтации и холодной войны. На Мадагаскаре, в чёрной Африке и в странах Магриба свирепствовали колониальные репрессии.

    План Маршалла, появление партии Де Голля «Объединение французского народа» (RPF), профсоюзный раскол, начало крайне антикоммунистического европейского строительства – такова череда текущих событий, на фоне которых ушло в небытие всё, что было обещано во время освобождения от фашизма. За месяц до этого в Праге взяли власть коммунисты.

    Пёс Пиф впервые появился в «L’Humanité» в комиксе, опубликованном в воскресенье 28-го марта 1948 года на 3-й полосе рядом со статьями, в которых красноречиво отражалось начало возникновения атмосферы холодной войны: сенатор Бриджес предложил «вооружать и финансировать все фашистские организации в Европе»; талантливый писатель и главный редактор международной рубрики Пьер Куртад критиковал поборников федералистского и антикоммунистического европейского проекта («Это благословение для агентов американского империализма... Двадцать стран под колпаком!»); генерал Макартур, проконсул в Японии, в ответ на растущую волну акций против нищеты заявил о намерении распустить коммунистическую партию и вывести забастовки за рамки закона; в СССР, через два года после капитуляции нацистов, «почти завершена» демобилизация; во Франции сельскохозяйственные рабочие департамента Эна продолжили бастовать, «несмотря на неслыханное давление со стороны местных дворян, а порой и жандармов, которые угрожали забастовщикам арестами»; в Бретиньи и Боне прошли мощные волнения рабочих; встал вопрос о том, «должны ли алжирские и тунисские железнодорожники начать забастовку, чтобы добиться удовлетворения своих требований».

    Первая полоса ежедневного коммунистического издания стала придерживается более примирительного тона, как и положено крупной народной газете, которая полностью посвящена общественным событиям.

    После окончания войны «L’Humanité» каждый день публиковала комиксы американского происхождения «Приключения кота Феликса», которые издавало агентство «Opera Mundi». В эпоху плана Маршалла и борьбы против насаждаемой извне культуры для коммунистической газеты наступил самый подходящий момент для того, чтобы начать действовать!

    У нашего симпатичного пёсика есть отец – Клод Арналь (Хосе Кабреро Арналь), придумавший его в сотрудничестве с Пьером Оливье (автором текстов), как и в случае с Пласидом и Мюзо[2] в журнале «Vaillant».

    Биограф персонажа Ришар Медиони пишет: «Сначала Пиф - это всего лишь уличная собачонка, бездомная и безродная. Тонтон, тетя Агата, Дуду и Геркулес появятся в его жизни только в конце 1949 года. Свободный от привязанностей, Пиф, как и многие французы того времени, каждый день озабочен поисками пропитания и места для ночлега. Сосиски с косточками представляют его особую страсть, и он норовит стянуть их в любой подходящий момент, хотя это и не очень правильно».

    Вспыльчивый, весёлый, вечно конфликтующий с представителями власти Пиф – персонаж, полный обаяния, противоречивый, лукавый и немного мятежный, такой, каким был его создатель.

    Арналь был отправлен в лагерь с эшелоном «красных испанцев»

    Образ Шарло (Чарли Чаплина. – Прим. ред.) оказал очень большое влияние на Хосе Кабреро Арналя, ведущего автора журнала «Vaillant», уже начавшего сотрудничать с «L’Avant-garde» и «L’Humanité». Позже газета французских коммунистов специально взяла Арналя на постоянную работу для того, чтобы он мог получать официальную зарплаты и соцпакет. В своё время Франция отказала художнику в гражданстве (как и многим другим испанским бойцам-республиканцам). Во время вторжения Германии Арналь был захвачен в плен, а затем с эшелоном «красных испанцев» был отправлен в концлагерь Маутхаузен... Понятно, какие тяжёлые последствия это имело для его здоровья.

    Вполне вероятно, что именно лицо и характер молодого фотографа Франсиско Боикса Кампо, его товарища по Маутхаузену, вдохновили Арналя на создание Пифа. Это была необыкновенная история мужества: Кампо и ещё двое заключённых, рискуя жизнью, смогли вынести из лагеря фотографии, которые в июле 1945 года вместе с текстами Поля Тийара были опубликованы в газетах «Regards» и «Ce soir» как свидетельство нацистских преступлений. В качестве доказательств эти материалы были предъявлены на Нюрнбергском процессе. Их всех объединила «L’Humanité»: Франсиско Боикса Кампо, который стал работать в газете фотографом, Пифа, прототипом которого был фотограф, и Клода Арналя (Хосе Кабреро Арналя).

    21 декабря 1952 года пёс Пиф появился и на страницах журнала «Vaillant» - это был прекрасный подарок на Рождество! При помощи своего второго отца Роже Маса пёс станет таким популярным героем, что пройдёт около двадцати лет и его именем назовут «Pif Gadget»[3].


    [1] Премьер-министр Франции с января по ноябрь 1947 г.- прим ред. 

    [2] Пласид и Мюзо – медвежонок и лисёнок - знаменитые герои французских комиксов, публиковавшихся в еженедельном издании «Vaillant». Придуманы в 1946 Хосе Кабреро Арналем. – прим ред.

    [3] Очень популярный детский журнал комиксов – прим ред.

    Категория: Культура и искусство | | Теги: пёс Пиф, L’Humanité Dimanchе
    Всего комментариев: 0
  • Главная страница
  • Соц. сети: