ЧТО ТАКОЕ ФАШИЗМ? КРУГЛЫЙ СТОЛ № 1.

«Фашизм», «фашистский режим», «фашистская идеология» - эти термины и выражения, а также всевозможные производные от них, довольно часто употреблялись в прошлом и употребляется сейчас в лексике на самых разных уровнях, от языка песен до политической риторики и языка научного сообщества. Существует много определений того, что же такое фашизм, которые давали научные учреждения, ученые, интеллектуалы, деятели искусства и пр. Некоторые связывают это понятие с преступной деятельностью (Георгий Димитров), некоторые предпочитают определять фашизм по конкретным признакам (Большая Советская энциклопедия). Некоторые считают, что эта идеология, характерная для нацистской Германии и Италии периода Муссолини, а также для поддерживавших эти режимы организаций в Европе того же периода. В конце концов, есть мнение, что фашизм вообще не поддаётся определению.

Часто современные споры о фашизме заходят в тупик, так как участники придерживаются различного понимания этого термина. В связи с этим нам представляется крайне важным разобраться с толкованием понятия «фашизм», чтобы потом говорить о границах применения данного слова. Серия встреч по этому проекту будет проходить в формате круглых столов. Выступающими будут приглашаться исследователи, общественно-политические деятели, журналисты и все те эксперты, которые в рамках своей деятельности задумываются и рассуждают о смысле понятия «фашизм».

В качестве отправной точки для первого разговора на эту тему было решено отталкиваться от того, какую коннотацию отражает термин «фашизм» в современной научной и общественно-политической риторике. Хорошим примером для этого служат тексты венгерского философа Гаспара Тамаша. В размышлениях о фашизме автор исходит из ситуации, возникшей во время смены в Восточной Европе социалистических режимов (в частности, он говорит о Венгрии). Для многих перемены означали тогда рецепцию ряда цивилизационных ценностей, надо которыми зачастую не рефлексировали. Однако с течением времени выяснилось, что эти ценности были, скорее, следствием, а не причиной, и причем следствием далеко не обязательным. Доказательством этого, по мнению автора, существует присутствие сегодня в политике и обществе фашистской идеологии, главной чертой которой он считает позицию на предмет гражданства. Фашизм, по словам Тамаша, основан на принципах врождённых прав, передающихся представителям определенной нации, соблюдающих чистоту крови и наделенных определёнными качествами уже по факту наличия «чистого» происхождения. Только такие люди могут быть гражданами национального государства, что превращает институт гражданства в привилегию. Противоположностью этому пониманию является принцип разделения естественных и политических прав человека, сформировавшимся в эпоху Просвещения и установленным после Великой французской революции.

О том, как сегодня выглядит риторика, касающаяся определения «своих» и «чужих», поговорили участники нашего первого круглого стола:

Юлий Жуковский-Кребс (Германия) – политолог, активист, помощник депутата Европарламента от партии «Die Linke».

Андреа Маммоне (Италия) – PhD, политолог, преподаватель Колледжа Ройал-Холлоуэй, Лондонский университет. Последняя монография Transnational Neofascism in France and Italy издана Cambridge University Press в 2015 г.

 

 

Модератор: Владимир Делов – факультет политологии МГУ, доцент, кандидат полит. наук.

 


ОЛЕСЯ ОРЛЕНКО

Добавить комментарий


Обновить Защитный код