Ястребы Вашингтона хотят интервенции в Каракас.

by Главный редактор

Пьер Барбансэ Ставленник США Хуан Гуайдо безуспешно пытался привлечь на свою сторону армию в ходе…

Япония-Корея. Поле битвы – историческая память.

by Super User

Лина Санкари Разногласия по поводу сложных страниц истории привели к тому, что Сеул и Токио…

Ян Бросса: «Европа не должна портить людям жизнь»

by Super User

Сегодня, когда до голосования остаётся всего два месяца, лидер предвыборного списка коммунистов прилагает немало усилий…

Я решил, что лучше умереть за мир

by Super User

Уставшие от десятилетий войны, жители Афганистана хотят вести нормальную жизнь. Талибы отказываются продлевать перемирие.

Южная Корея. Давно забытые призраки мятежного острова

by Super User

Правительство Мун Чжэ Ина разрабатывает проект по эксгумации тел жертв резни, произошедшей во время коммунистического…

ХРАНЕНИЕ «ОСНОВНЫХ АРХИВОВ»: ТРЕВОЖНЫЙ ПОВОРОТ?

Жюльен Бенедетти, архивариус, государственный служащий, руководитель Ассоциации французских архивистов (АФА)

Давайте сохранять спокойствие и говорить по существу

Строго говоря, с точки зрения архивного дела концепция «основных архивов» – это не поворот, а удачно представившаяся возможность. В своём докладе, гораздо более сложном и широком, чем кажется на первый взгляд, Кристин Нугаре предлагает дополнить профессиональную теорию и практику отбора «окончательных архивов». Эти документы, являющиеся материалами для завтрашнего дня нашей Истории, должны храниться бессрочно, чтобы гарантировать права граждан.

Доклад Министерства культуры представляет собой отклонение от этой концепции исключительно с точки зрения бухгалтерии, тогда как мы ожидаем, что учреждение, призванное стимулировать государственную политику в сфере архивов на общенациональном уровне, должно смотреть на вещи с более высокой позиции и с более открытым сознанием. Формирование только «основных архивов» якобы может стать достойным средством борьбы с нехваткой места в хранилищах документов: это именно то, чего хотели бы идеалисты, которые не имеют ни малейшего представления ни об огромных объёмах документооборота, ни о средствах, необходимых для преодоления этой главной трудности.

Тревогу вызывают также и расчёты, по меньшей мере странные и необоснованные, содержащиеся в этом рабочем документе. Приведу самый яркий пример: интенсивная оцифровка документов может дать экономию только в том случае, если не принимать во внимание стоимость обслуживания цифровых документов на протяжении времени более длительного, чем средняя продолжительность жизни цифровых носителей и программного обеспечения. Возможности экономии существуют, но они должны опираться на более серьёзный и менее скороспелый анализ, чем простая пропорция.

Нынешнее положение дел нельзя назвать удовлетворительным, в формировании архивов есть лакуны. Слишком часто бывает так, что документы (чтобы было понятнее нашим гражданам, речь идёт о так называемых «основных» документах: директивные документы, сводные документы) так и не попадают в государственные архивные службы, потому что ими просто никто не занимается. Они уничтожаются, теряются или остаются у тех, кто их выпустил, и при наличии цифровых технологий эта проблема приобретает особенную актуальность. Следовательно, надо воспользоваться возникшей полемикой, чтобы улучшить качество сбора материалов по двум направлениям: обеспечить в государственных ведомствах и общественных организациях реальное управление документацией профессионалами, полностью интегрированными в эти структуры, и развивать научную сторону нашей работы, проводя исследования в архивном деле и поднимая уровень базового и продвинутого обучения профессионалов.

Условия для разговора по существу о будущем архивов Франции есть. Утечка этого рабочего документа [из Министерства культуры] вынесла его в общественное поле, а министерство было вынуждено представить его на всеобщее обсуждение, которое не может и не должно быть доверено кабинету министров. Между различными заинтересованными лицами, в первую очередь архивистами и пользователями архивов, активизировался диалог, который обещает стать плодотворным. Были подтверждены основные размеры архивов, доступных для общества; вместе с этими вопросами обсуждалась и роль архивистов.

Дискуссия должна касаться не только особого положения Национального архивом. Она касается всех архивистов, где бы они ни исполняли свои обязанности: непосредственно ли при производстве документов на местах, или в государственной архивной службе. Богатство нашего архивного наследия – это результат работы, которая ведётся в коммунах, между коммунами, в департаментах, регионах, больницах и университетах.

АФА, более чем когда-либо осознающая задачи демократической гласности, защиты прав и обогащения общего наследия, намерена уделить этому надлежащее внимание и сделать всё от неё зависящее.

Мари-Анн Шабен, архивист и специалист по дипломатике,[1] доцент Университета Париж-VIII, Венсенн-Сен-Дени

Чистое недоразумение

Архивы находят не в капусте. И не в розах. Они – плод архивирования, то есть метода упорядоченного хранения документов ввиду их ценности для будущего использования. Существует два процесса архивирования, которые различаются в зависимости от того, на кого они рассчитаны: с одной стороны, документы с момента создания архивируются их производителями для самих себя для внутреннего пользования с целью собирания доказательств и свидетельств (управленческое архивирование); с другой – документы отбираются (с момента их издания или позже) для исторических архивов страны или какой-либо из её частей. Интересы тех (учреждений, выпускающих документы) и других (исследователей) различаются, хотя иногда могут и совпадать. Согласно моей теории «четырёх четвертей»[2] исторические архивы на 75 % состоят из документов управленческого архивирования, а на оставшуюся четверть – из особых документов, которые архивист идентифицирует с помощью дипломатики (важность зафиксированных действий, качество записей) и архивистики (упорядочивание папок, дублирование содержания, репрезентативность фондов).

Свидетельские и управленческие документы, имеющие вспомогательную ценность для истории, всегда были лишь частью всех производимых документов и это абсолютно закономерно, несмотря на то, что всегда имелись и сейчас имеются досадные потери (по вине как производителей, так архивистов). Игнорировать тот факт, что существуют основные документы для ведения дел, так же абсурдно, как утверждать, что всё – архивное, или что всё – основное.

Основные документы какой-либо организации (решения, жизнь регионов и населения) составляют становой хребет её исторических документов (см. принцип бережного отношения к фондам). Архивная селекция других документов и активное собирание архивистом важных и оригинальных второстепенных документов и составляют то, из чего комплектуется фонд. Совокупность архивных фондов, обрабатываемых государственными архивными службами, образует память нации, что, конечно, и есть самое основное.

Поэтому недавняя история с «основными архивами» довольно прискорбна, поскольку основана на чистом недоразумении. Выражение «основные архивы», которое внезапно оказалось у всех на устах, есть не что иное, как транспозиция искажённого и вырванного из контекста англо-саксонского понятия. Эта полемика, увы, демонстрирует закат некогда блистательной французской архивистики и полное незнание некоторыми ключевыми людьми механизма работы архивного производства.

Архивное производство не ограничивается классификацией, инвентаризацией и созданием электронной версии оцифрованных архивов (это всего лишь надводная часть айсберга). Архивное производство в демократическом государстве является (должно являться) глобальным процессом: сначала каталогизация документооборота (сейчас в цифровой форме), затем выявление документов, соответствующих архивным требованиям (целостность и системность фондов), и, наконец, отбор с точки зрения целесообразности и цены. Необходимо, чтобы использование государственных средств было прозрачным, в том числе, когда речь идёт о памяти нации. Например, медицина озабочена проблемой чрезмерного веса, для её решения надо не только лечить последствия, но и изучать причины. Точно так же обстоит дело и с нехваткой места в архивах: когда оно возникает (а оно есть!), то ради здоровья национальной памяти французов с ним надо бороться и тщательно анализировать ситуацию.

Рафаэль Бланш, преподаватель современной истории Университета Руана, член Высшего архивного совета.

Архивы - демократическая необходимость

При демократическом режиме один из фундаментальных принципов отношения граждан к государству состоит в возможности первых контролировать то, что делает второе. Но для защиты частной жизни людей, служебной или врачебной тайны, подтверждение этих действий может не сразу стать всеобщим достоянием. В такой ситуации вступает в силу следующий принцип: должна быть возможность задокументировать происходящее, для чего и существуют архивы. Примеров этому масса, поскольку государство во Франции является вездесущим. Благодаря архивам любой гражданин может заявить о своих правах, иногда спустя много десятилетий после совершившихся событий. Благодаря архивам история нашей страны может быть написана с научных позиций.

Государственные службы постоянно издают документы, которые становятся архивами нации, и вполне естественно, что растёт необходимость их сохранения. Однако в середине ноября стало известно, что Министерство культуры (от которого зависит большинство государственных архивов), разработало два способа уменьшения расходов, связанных с архивами: интенсифицировать оцифровку существующих фондов и сокращать впредь архивную коллекцию, отбирая только «основные архивы для будущих поколений». Поскольку главная цель архивистов – отбор документов, в целях экономии также было предложено пересмотреть критерии отбора. Никакого согласования с народом или хотя бы с более узким кругом регулярных пользователей архивами, в частности с историками, не предусмотрено. В составленной петиции была выражена озабоченность этими туманными советами. Представленные как экономическое решение, расчёты стоимости оцифровки выглядят неубедительно, особенно в области обучения персонала.

Что же касается критериев отбора «основных архивов», то их ещё предстоит уточнять. К требованию экономии средств добавляется и материальная проблема с помещениями Национального архива в парижском регионе: петиция просит, чтобы было срочно построено здание, необходимое для хранения текущих и будущих фондов, как это было рекомендовано Счётной палатой и финансовой комиссией Сената весной 2017 года.

Эта петиция сразу же вызвала живой отклик в сообществах исследователей и архивистов во Франции и за рубежом. На сегодняшний день её подписали 8500 человек. Видя такую активность, руководители Архива Франции выступили с ободряющими речами. Они рассказали о своей профессии столько, сколько не рассказывали никогда прежде. С чем можно их поздравить: они играют важную роль в работе нашего правового государства! Например, было дано объяснение такого важного момента их работы, как разумная экспертиза ценности (начиная с самого начала). Однако они не смогли сказать ничего утешительного относительно строительства достаточно просторного здания и обучения персонала, многочисленного и хорошо подготовленного, чтобы заниматься именно цифровой обработкой архивов. Они не сказали ничего обнадеживающего по поводу новых критериев отбора, о введении которых решение было принято без согласования с пользователями архивов. А также они заверили, что ни в коей мере не планируют уничтожать существующие фонды, и что оцифровка представляет собой экономическое решение работы с бумажными архивами. Что касается сбора и хранения документов, изначально произведённых в цифровом виде, то поле деятельности тут огромное, но базовые вопросы остаются всё те же: что собирать? как отбирать? как хранить?

В отличие от поверхностного впечатления, архивы – это не старые бумаги, которые интересны только специалистам по прошлому. Отбирая документы, которые государство издаёт сегодня, мы делаем задел тому, какими могут быть понимание его действий и способность граждан отстаивать свои права завтра. Узнать общественное мнение по этому вопросу – таково категорическое требование демократии. Давайте пожелаем, чтобы политическое руководство осознало это в полной мере и не сводило вопрос архивов к проблеме управления фондами.

 

 

 

 

 

 


[1] Дипломатика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая древние документы дипломатического и юридического характера. – прим. ред.

[2] По названию рецепта французского пирога. – прим. ред.

Добавить комментарий


Обновить Защитный код