МАРКС И ЭГЕЛЬС, МОЛОДОЙ ВЗГЛЯД НА СТАРЫЙ МИР.

Карл Маркс родился в 1818 году в Трире (прусская Рейнская область), через три года после Венского конгресса, перекроившего границы европейских государств после окончания наполеоновских войн, и умер в Лондоне в 1883 году, за два года до Берлинской конференции, на которой европейские державы поделили между собой Африку. Его жизнь совпала с периодом господства Европы, которая во главе с Великобританией распространила свою гегемонию по всему миру. На этот период также пришлись три крупные революции: политические революции 1830, 1848 и 1871 годов, последовавшие за Французской революцией 1789-1794гг.; научно-технические революции с развитием химии и применением механики и пара на производстве; расширение и углубление промышленной революции в европейском и американском обществах.

Идеалы просвещения, свободы, равенства и братства

Рауль Пек останавливается на особом периоде жизни Маркса и Энгельса (с 1843 по 1848 год), представляя нашему вниманию основополагающий отрезок их интеллектуального пути, который последовал за годами учёбы в университете и совпал с распространением на территории будущей Германии философии Гегеля. Пек очень точно передаёт то потрясение молодых людей, которое они испытали при столкновении их мировоззрения с реалиями зарождающегося промышленного капитализма, и подчёркивает образцовый характер жизненного пути юных революционеров, вдохновлённых идеалами Просвещения, Свободы, Равенства и Братства.

Этот период характеризуется тремя моментами, о которых потом напишет молодой Карл Маркс.

Во-первых, Маркс и Энгельс порывают с либеральным оптимизмом, осознав реальное положение современных крестьян и рабочих. Второй момент касается социально-экономической философии и теории, в частности - становления так называемого исторического материализма. И, наконец, третий, политический момент – это присоединение молодых людей к социализму и коммунизму того времени и разработка, накануне революции 1848 года, мысли и стратегии эмансипации, первым классическим свидетельством которой становится «Манифест коммунистической партии» (1848 г.). Заключительная формула произведения – «Рабочие всех стран, объединяйтесь!» - перевернёт весь мир.

Занимая пост главного редактора «Рейнской газеты», Маркс активно выступает за право крестьян Мозеля собирать хворост. Это обычное право вступило в противоречие с правом частной собственности и с её юридическими институтами, а весь конфликт позволил Марксу увидеть всю подноготную современной правовой системы. Под видом рациональности, формализма и универсальности, основанной на абстрактном равенстве правовых субъектов, строгой кодификации законов и идее общественного интереса, современное право, как в данном конкретном случае, так и во многих других, на самом деле служило интересам жестокого социального доминирования и на практике становилось инструментом абсолютизации власти собственников над бедняками и крестьянами, а ещё шире - над рабочими. За свою активную поддержку мозельских крестьян и критику пустых юридических и моральных обещаний либерального Просвещения Марксу придётся заплатить высокую цену. «Рейнскую газету» закрывают, и Маркс с семьёй отправляется в ссылку в Париж, ставший пристанищем для многочисленной немецкой общины, состоявшей из людей, покинувших родную страну в силу экономических или политических причин. Маркс был внуком трирского раввина и сыном адвоката, которому пришлось принять христианство, поскольку в Пруссии евреям было запрещено занимать административные должности. В 1843 году Маркс женился на своей подруге детства Женни фон Вестфален, аристократке, происходившей из старинного рода Кемпбеллов и королей Шотландии. С периода ссылки и вплоть до пятидесятилетия Маркса супруги будут жить на весьма скромные средства.

Неординарная теоретическая революция в истории философской мысли

Энгельс родился в 1820 году в семье промышленника и впервые столкнулся с рабочим классом в Манчестере. В своём фильме Рауль Пек показывает, как Энгельс знакомится с преисподней мануфактуры благодаря Мэри Бернс, ирландке, которая работала на текстильной фабрике его отца, и в которую Энгельс влюбляется. Под влиянием этих открытий в 1845 году Энгельс опубликует работу «Положение рабочего класса в Англии», отражающую его осознание суровой реальности. «Я имел широкие возможности для того, чтобы наблюдать за буржуазией, вашим противником, и потому я быстро пришёл к выводу, что вы совершенно правы в том, что не ждете от неё никакой помощи, - пишет он в своём обращении к рабочим, предваряющем основной текст работы. - Её [буржуазии] и ваши интересы диаметрально противоположны, хотя она сама постоянно твердит об обратном и пытается убедить вас в том, что испытывает к вам самую большую симпатию. Её действия противоречат словам. Надеюсь, что я сумел привести достаточно доказательств, чтобы показать, что буржуазия, что бы она сама ни заявляла, в действительности преследует лишь одну цель – обогатиться за счёт вашего труда, продавая продукт этого труда и оставляя вас умирать от голода, коль скоро она больше не может наживаться на прямой торговле человеческой плотью». Для Энгельса исследования социальной жизни как раз являются той основой, на которой либеральные обещания Просвещения дают трещину и показывают своё истинное лицо.

Когда в 1844 году Маркс и Энгельс встречаются в Париже, между ними зарождается крепкая дружба, которая продлится на протяжении всей их жизни. Пересечение их интеллектуальных путей приведёт к настоящей революции, не знающей себе равных в истории философской мысли. Вступая в полемику с молодыми гегельянцами, своими бывшими соратниками, Маркс и Энгельс вместе пишут «Святое семейство» (1845 г.). Сводя счёты со своим «прежним философским сознанием» (как напишет Маркс в предисловии к работе «К критике политической экономии» (1859 г.) и как об этом будет вспоминать Энгельс в своей работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1888 г.)), они вместе создадут труд «Немецкая идеология», впервые опубликованный лишь в 1932 году. Их видение объединяет в себе социальный и исторический материализм, критическую экономию, а также концепцию, согласно которой с момента появления классового общества и эксплуатации становление человеческих обществ происходит под влиянием постоянной борьбы (общие контуры этой концепции были впервые сформулированы Марксом и Энгельсом в 1845 году). Это видение получит дальнейшее развитие в последующих трудах, и главный из них – «Капитал», первый том которого выйдет в 1867 году.

Процесс трудовой эксплуатации в центре критики

В первую очередь их философская мысль оказала большое влияние именно на сферу политики. Рауль Пек рассказывает о полемике Маркса и Жозефа Прудона, нашедшей отражение в «Нищете философии» (1847 г.), а также о полемике Маркса с Вильгельмом Вейтлингом и гуманистическим и мистическим коммунизмом, которая приведёт к преобразованию Союза справедливых в Союз коммунистов. Энгельс в общих чертах описывает историю этого объединения в своей статье 1888 года «К истории Союза коммунистов». В более общем ключе их философия приводит к противостоянию между тем, что Энгельс назовёт утопическим социализмом, и научным социализмом, который, опираясь на динамику и противоречия капитализма, порождает его революционную трансформацию наподобие мобилизации мира труда, объединённого общим видением. Основным объектом критики, помимо внешних проявлений рыночных механизмов, становится процесс трудовой эксплуатации, который порождает различные формы капиталистической собственности, и эта критика будет окончательно сформулирована Марксом в зрелые годы. «Заработная плата, иначе говоря, прямая оплата труда, стирает всякое различие между необходимым рабочим временем и переработкой, между оплачиваемым трудом и неоплачиваемым, так что любой труд свободного рабочего должен оплачиваться», - поясняет он в «Капитале». Удобная мистификация, подкреплённая капиталистической теорией, которая на деле маскирует схожесть наёмного труда с крепостничеством и рабством и решительно противоречит заявленным ценностям либерализма и идеалам Свободы, Равенства и Братства, провозглашённым социалистической и республиканской революционной традицией.

 

 

 

 

Жером Скальски

Добавить комментарий


Обновить Защитный код

ГАЗЕТА ЮМАНИТЕ - ОДНО ИЗ СТАРЕЙШИХ И КРУПНЕЙШИХ СМИ