ЖИТЬ ОБЪЕДИНИВШИСЬ

"Объединение. Плюрализм, перформативность и политика" − автор Джудит Батлер. Изд-во Файар, 288 с. 22 €. (RASSEMBLEMENT. PLURALITÉ, PERFORMATIVITÉ ET POLITIQUE, de Judith Butler. Éditions Fayard, 288 p., 22 €).

"Можно ли жить хорошо, живя плохо? Существует ли счастье в мире, в котором заложена бомба неравенства и эксплуатации?», − вслед за Адорно задаёт вопрос в своём последнем произведении Джудит Батлер, как бы приглашая нас выйти за рамки неолиберального индивидуализма. Американский философ Джудит Батлер − главный теоретик по правам сексуальных меньшинств. Широта и перспективы освещаемых ею проблем впечатляют. Она расширяет границы понятий незащищенности и уязвимости, желая глубже изучить вопрос так называемых "одноразовых" связей основной части населения и меньшинств. Женщины, "квиры", бедные, заключенные, перемещенные, беженцы, мигранты, нестабильные, хрупкие, незащищенные − все они, по мнению Батлер, и составляют основу таких различных политических объединений, как "Арабские весны", "Окьюпай" (Occupy) и "Ночное стояние" (Nuit debout).

Переосмыслить понятие незащищенности, чтобы объединить "различные способы жизни в невыносимых условиях"

Что представляют собой эти политические движения, которые находятся в стороне от выборов и партий? Что хотят сказать эти "молчаливые" объединения? "Собравшиеся говорят уже до того, как будет произнесено первое слово. Когда люди объединяются, они позволяют осуществиться плюралистическому и перформативному праву." По мнению Батлер, объединения отдельных людей заставляют пробудиться народы: "...толпа становится народом тогда, когда она живьём, во плоти выступает против того, чтобы быть "одноразовым расходным материалом", как это называют неолиберальные биополитики". "Мы − живые люди, и незащищены ничем перед другими людьми и перед институтами. Каждая человеческая жизнь уязвима, но, игнорируя это, неолиберализм не перестает усугублять ситуацию нестабильности и "неумолимости биополитического руководства". В современном глобализованном мире ничья жизнь не имеет ценности, и самые незащищённые слои населения брошены на произвол судьбы. Тут возникает вопрос: "Чьи жизни имеют значение? Чьи жизни достойны вызывать участие?"

Жизнь, которая не может быть прожита без других

"Переосмыслить понятие незащищенности для того, чтобы объединить различные способы жизни в невыносимых условиях " − в этом состоит главная идея предложения Батлер. Наиболее хрупкие и уязвимые люди объединяются в группы, как бы напоминая нам этим объединением о том, что наши жизни изначально связаны с жизнями других людей. "Эта жизнь моя и в то же время не моя. Если я должен жить правильно, это будет жизнь, прожитая рядом другими людьми, она не может быть прожита отдельно от всех остальных. Если правильная жизнь возможна, то это должна быть жизнь-сплочённая борьба, нацеленная на уменьшение количества находящихся в невыносимых условиях людей, рассматриваемых в качестве "расходных материалов". Сопротивление должно идти путем объединения в публичном пространстве тех, кто был забыт и брошен на произвол судьбы, с помощью действий, выражающих отказ или несогласие», − утверждает философ. По ее мнению, право людей на объединение находится под угрозой, а само "общественное пространство" распродано частному сектору или подчинено разным формам контроля за безопасностью (антитеррористические законы, продление чрезвычайных положений), а государства, призванные соблюдать право людей на создание объединений, зачастую оспаривают его.

Джудит Батлер:"Когда люди объединяются, они позволяют осуществиться праву на плюрализм и перформативность".

В своём эссе Джудит Батлер остаётся только развить мысль о переходе от народа, сумевшего объединиться, к народу, который имеет право решать, от критической мысли к политической власти. Держаться вместе, стать частью политического движения несогласных, разве это не равнозначно созданию партии?

 

 

 

 

Николя Матэ

Добавить комментарий


Обновить Защитный код