Ястребы Вашингтона хотят интервенции в Каракас.

by Главный редактор

Пьер Барбансэ Ставленник США Хуан Гуайдо безуспешно пытался привлечь на свою сторону армию в ходе…

Япония-Корея. Поле битвы – историческая память.

by Super User

Лина Санкари Разногласия по поводу сложных страниц истории привели к тому, что Сеул и Токио…

Ян Бросса: «Европа не должна портить людям жизнь»

by Super User

Сегодня, когда до голосования остаётся всего два месяца, лидер предвыборного списка коммунистов прилагает немало усилий…

Я решил, что лучше умереть за мир

by Super User

Уставшие от десятилетий войны, жители Афганистана хотят вести нормальную жизнь. Талибы отказываются продлевать перемирие.

Южная Корея. Давно забытые призраки мятежного острова

by Super User

Правительство Мун Чжэ Ина разрабатывает проект по эксгумации тел жертв резни, произошедшей во время коммунистического…

ЖИТЬ ОБЪЕДИНИВШИСЬ

"Объединение. Плюрализм, перформативность и политика" − автор Джудит Батлер. Изд-во Файар, 288 с. 22 €. (RASSEMBLEMENT. PLURALITÉ, PERFORMATIVITÉ ET POLITIQUE, de Judith Butler. Éditions Fayard, 288 p., 22 €).

"Можно ли жить хорошо, живя плохо? Существует ли счастье в мире, в котором заложена бомба неравенства и эксплуатации?», − вслед за Адорно задаёт вопрос в своём последнем произведении Джудит Батлер, как бы приглашая нас выйти за рамки неолиберального индивидуализма. Американский философ Джудит Батлер − главный теоретик по правам сексуальных меньшинств. Широта и перспективы освещаемых ею проблем впечатляют. Она расширяет границы понятий незащищенности и уязвимости, желая глубже изучить вопрос так называемых "одноразовых" связей основной части населения и меньшинств. Женщины, "квиры", бедные, заключенные, перемещенные, беженцы, мигранты, нестабильные, хрупкие, незащищенные − все они, по мнению Батлер, и составляют основу таких различных политических объединений, как "Арабские весны", "Окьюпай" (Occupy) и "Ночное стояние" (Nuit debout).

Переосмыслить понятие незащищенности, чтобы объединить "различные способы жизни в невыносимых условиях"

Что представляют собой эти политические движения, которые находятся в стороне от выборов и партий? Что хотят сказать эти "молчаливые" объединения? "Собравшиеся говорят уже до того, как будет произнесено первое слово. Когда люди объединяются, они позволяют осуществиться плюралистическому и перформативному праву." По мнению Батлер, объединения отдельных людей заставляют пробудиться народы: "...толпа становится народом тогда, когда она живьём, во плоти выступает против того, чтобы быть "одноразовым расходным материалом", как это называют неолиберальные биополитики". "Мы − живые люди, и незащищены ничем перед другими людьми и перед институтами. Каждая человеческая жизнь уязвима, но, игнорируя это, неолиберализм не перестает усугублять ситуацию нестабильности и "неумолимости биополитического руководства". В современном глобализованном мире ничья жизнь не имеет ценности, и самые незащищённые слои населения брошены на произвол судьбы. Тут возникает вопрос: "Чьи жизни имеют значение? Чьи жизни достойны вызывать участие?"

Жизнь, которая не может быть прожита без других

"Переосмыслить понятие незащищенности для того, чтобы объединить различные способы жизни в невыносимых условиях " − в этом состоит главная идея предложения Батлер. Наиболее хрупкие и уязвимые люди объединяются в группы, как бы напоминая нам этим объединением о том, что наши жизни изначально связаны с жизнями других людей. "Эта жизнь моя и в то же время не моя. Если я должен жить правильно, это будет жизнь, прожитая рядом другими людьми, она не может быть прожита отдельно от всех остальных. Если правильная жизнь возможна, то это должна быть жизнь-сплочённая борьба, нацеленная на уменьшение количества находящихся в невыносимых условиях людей, рассматриваемых в качестве "расходных материалов". Сопротивление должно идти путем объединения в публичном пространстве тех, кто был забыт и брошен на произвол судьбы, с помощью действий, выражающих отказ или несогласие», − утверждает философ. По ее мнению, право людей на объединение находится под угрозой, а само "общественное пространство" распродано частному сектору или подчинено разным формам контроля за безопасностью (антитеррористические законы, продление чрезвычайных положений), а государства, призванные соблюдать право людей на создание объединений, зачастую оспаривают его.

Джудит Батлер:"Когда люди объединяются, они позволяют осуществиться праву на плюрализм и перформативность".

В своём эссе Джудит Батлер остаётся только развить мысль о переходе от народа, сумевшего объединиться, к народу, который имеет право решать, от критической мысли к политической власти. Держаться вместе, стать частью политического движения несогласных, разве это не равнозначно созданию партии?

 

 

 

 

Николя Матэ

Добавить комментарий


Обновить Защитный код