ТАНЕЦ

Парижская национальная опера воздала должное художнику, виртуозному мастеру декоративного искусства, выдающемуся театральному деятелю, в огромной мере способствовавшему успеху Русского балета.

Однажды, июльским вечером 1924 года, Леон Бакст упал на ступенях Дворца Гарнье. От своей болезни он уже не оправился, но всё же смог ещё один раз побывать на «Иштар» – одноактной хореографической поэме на музыку Венсана д’Энди, над декорациями и костюмами к которой он работал. Главную роль в этой постановке исполнила великая танцовщица Ида Рубинштейн, муза Бакста. Живопись, декоративное искусство, сценография, мода... Бакст блистал во всём. В своём романе «В поисках утраченного времени» Пруст заимствует у Бакста убранство дома графа де Полиньяка. Кокто, который боготворил Бакста, видел воплощение своих фантазий в его талантливых работах, "изливающихся золотым дождём". Бакста носила на руках вся парижская богема. Именно ему Дягилев обязан львиной долей триумфа Русского балета в самом начале ХХ века. Говорят, перед смертью великая балерина Павлова пожелала, чтобы ей подали костюм умирающего лебедя, придуманный для нее Бакстом: сердце из белых перьев с розами, собранными «подушечками», на тарлатановой пачке. В библиотеке Парижской оперы, в специальной нише, этот костюм застыл в полёте сквозь прозрачный свет на фоне чёрного тюля. А рядом – большая картина «Незнакомка», на которую Бакста в 1903 году вдохновила одноимённая поэма его друга Александра Блока. На ней изображён женский силуэт – наложенная длинным мазком тёмная тень, которую венчает белая шляпа, результат работы какой-то модистки...

А дальше идём чуть в сторону, и, выйдя из открытого холла, где представлена общая информация, фотографии и биографические сведения, вы продолжаете тематический осмотр выставки в Парижской опере. Для художника, страстно влюблённого в музыку и литературу, не существовало границ между разными видами искусства, не существовало их для него также и между самим искусством и ремеслом. Замыслы танцевальных постановок «Шехерезада», «Голубой бог» и «Клеопатра» реализуются Бакстом в присущей ему ослепительно-интенсивной цветовой гамме с небольшими вкраплениями предрассветно-голубого оттенка. Насыщенный оранжевый, синий «Мессалины», дворцы раджей и сиамские танцоры – перед зрителями разворачивается феерия, словно звёздно-бриллиантовая россыпь Млечного пути.

Леон Бакст родился в 1866 году в Белоруссии. Затем он учился в Петербургской Академии художеств, откуда был исключён за «излишний реализм». Но в России он пишет картины, получает престижные заказы, создает декорации и костюмы к пьесам Еврипида и Софокла, участвует в движении «Мир искусства» и становится художественным редактором одноимённого журнала.

Балет на экране

Бакст встречался со всеми известными художниками своего времени, как в Париже, где он обосновался в 1893 году, так и в России, где он продолжал работать на художественной сцене. Он совершал творческие путешествия от Лувра до мадридского Прадо, укрепляя фундамент своей эстетики и мысли цементом архаики, которая увлекает людей в античную Грецию, в чувственную эротику Востока, в великолепное итальянское барокко и в век Великой французской революции. В 1909 году западный мир открывает для себя Русский балет. На выставке тема русского балета занимает почётное место среди множества эскизов, блокнотов, авторских партитур и всевозможных документов, собранных благодаря Национальной библиотеке. Вот андрогинный гений Нижинского сияет подобно лампе из «Тысячи и одной ночи». Бакст сам расписывает анималистическими пятнами ткань для костюма «Послеполуденного отдыха фавна». Балет можно видеть тут же на экране. На другом экране разворачиваются дефиле коллекций Лагерфельда, Лакруа, Гальяно и Ива Сен-Лорана, черпавших вдохновение в воображаемом мире Бакста. ЮНЕСКО внесла юбилей рождения Леона Бакста в календарь памятных дат 2016–2017 годов. Прекрасная идея!

 

 

 

 

Доминик Видеманн

Добавить комментарий


Обновить Защитный код